Главный по Смешарикам. Памяти Анатолия Прохорова
30 августа 2020 года ушел из жизни Анатолий Прохоров — российский кино- и теле-продюсер, основатель первой частной студии анимации «Пилот», один из создателей и художественный руководитель проекта «Смешарики». О том, что уход Анатолия Прохорова стал ужасной потерей для всего анимационного цеха в России, можно судить хотя бы по многочисленным вчерашним записям в Facebook: «Это человек, который сформировал меня как режиссера. Это был мой главный Учитель…», «Без криков, суеты и менеджерской пыли он умел как-то очень спокойно поговорить и сразу все вставало на свои места», «Он хоть и занимался в последнее время другими вещами — антропогогикой — но для анимационного сообщества оставался одним из краеугольных камней. Человеком, к которому всегда можно прийти за советом, суждением, помощью…». А для тех, кто по ту сторону экрана, — Анатолий Прохоров, наверное, останется в памяти, прежде всего, как идеолог легендарных «Смешариков». Хотя в его жизни был период, когда он — вместе с гениальным мультипликатором Александром Татарским — занимался созданием более авангардных фильмов. Но в какой-то момент, как сам признавался, понял, что пора оставить амбиции творца авторского кино и сделать мультфильм для массового зрителя. «Наши истории должны быть интересны для взрослых и понятны детям», — говорил Прохоров о «Смешариках». И действительно любовь к Нюше, Барашу, Ёжику, Крошу и другим героях смешариковского мира стала элементом, подчас объединяющим несколько поколений в семье: бабушек, дедушек, внуков, родителей. Тонкие характеры, сложные взаимоотношения, философские вопросы и юмор — всем этим наполнены «Смешарики». Как сказала в своем обзоре Екатерина Шульман, их вселенная давно заслуживает какой-то большой фанатской интернет-энциклопедии. Андрей Бородкин, редактор Chips Journal: Не могу сказать, что дочь прямо любила и была фанатом этого мультика. Но когда попадались «Смешарики», смотрела с удовольствием, главным образом из-за большого числа персонажей. Они все разные — по характеру, речи, привычкам, то есть тут прямо все литературные каноны соблюдались, поэтому внимание детей сразу было захвачено. Еще нам обоим нравился Пин-код. Мне кажется, это у нас вообще единственный такой проект, когда сложные научные вещи пытались просто объяснить детям. И привить любовь к науке, показать, что это не скучные колбы в лаборатории. Для наших мультиков и общества в целом это редкость. Анатолия Прохорова часто звали в жюри различных конкурсов анимации. Он был строгим судьей и говорил, что на сегодняшний день в российской мультипликации мало сильных сценаристов, что написать сценарий для небольшого анимационного фильма — труднее, чем придумать сюжет для полнометражки; что создателям фильмов нужно учиться доверять детям и не пытаться навязать им какие-то сладкие представления о жизни — нет, детям, особенно в наше время, можно и нужно рассказывать о сложных вещах. Он искренне болел за всю индустрию анимации в России и многократно повторял, как необходима этому сектору государственная поддержка. Не потому что Россия — это страна с великой традицией мультипликации. А потому что мультики — это невероятно важная часть детской культуры, и о того, каким содержанием будут наполнены анимационные фильмы сегодня, зависит то, как будут вести себя наши дети завтра. Лена Аверьянова, главный редактор Chips Journal: Для меня «Смешарики» — это про силу объединения семьи и поколений. Не по смысловой нагрузке, а по значению для меня и моих родных. «Смешариков» смотрела моя сестра, которая родилась в 1999 году. «Смешариков» смотрит моя пятилетняя дочь. «Смешариков» смотрит мой 74-летний дедушка. А все потому, что в них очень много юмора разных уровней — за ними интересно наблюдать ребенку, но и для взрослого там припасено много шуток, отсылок к большому кино и социальным явлением. Думаю, в этом и заключается волшебство сериала, созданного Анатолием Прохоровым. От лица редакции мы выражаем искренние соболезнования его родным, близким и коллегам. И благодарим за «Смешариков». Спасибо!