Грузинское кино с 50-х до наших дней

Грузинские режиссеры всегда стремились освободиться от диктата советской власти и наконец вышли на международный уровень после распада СССР. Федерико Феллини считал, что грузинское кино — совершенно уникальное явление, философски вдохновляющее. Т&Р рассказывают, как развивался грузинский кинематограф, и объясняют, почему его любят во всем мире. .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } Новая эпоха грузинского киноВ 50-е годы, с появлением нового свободного поколения режиссеров-постановщиков, началось возрождение грузинского кино. На базе Госкинопрома была создана национальная киностудия «Грузия-фильм». В ней работали такие режиссеры, как Резо Чхеидзе, который снял «Отца солдата». Этот фильм показал противоестественность войны для человека. Совместно с Тенгизом Абуладзе Резо создал кинокартину «Лурджа Магданы», которая получила признание на крупном западном кинофестивале в Каннах. Влияние на режиссера оказал итальянский неореализм, что прослеживается и в других его работах. Известной стала трилогия «Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние». Съемки проходили в высокогорном ингушском селении Эрзи. Первый фильм основан на поэме грузинского писателя и поэта Важи Пшавелы. Второй рассказывает о необычных, чуждых тому времени людях и жестокости традиций. Завершающий фильм «Покаяние» рассказывает о творческой семье, пострадавшей в годы репрессий.В этот период зритель начинает интересоваться фантастическими фильмами, которые ранее практически не выходили на экраны. Константин Пипинашвили, который учился в мастерской Сергея Эйзенштейна, снял двухсерийный фильм «Тайна двух океанов». Критики отнеслись к работе Пипинашвили пренебрежительно. Например, критик Всеволод Ревич назвал ее «примитивным боевичком». Однако позднее современный киновед Александр Федоров отметил интересный аудиовизуальный язык фильма и высокий для того времени уровень спецэффектов. Экранизация, по его мнению, оказалась более востребованной, чем сам роман, и не потеряла своей актуальности спустя полвека. «Тайна двух океанов» Постановщики 60–70-х годовРежиссеры старались избегать советской пропаганды и стремились к творческой свободе. Нередко кинокартины снимали с проката, и тогда постановщики искали новые завуалированные способы высказаться и выразить свое мнение против диктатуры.Символами этого времени в индустрии грузинского кино становятся постановщики братья Шенгелая. Георгий Шенгелая снял биографический художественный фильм «Пиросмани», впервые закрепив имя этого художника в кинематографе. Героями становятся картины, которые исчезают, когда художник несчастен. Когда происходит неявный конфликт с друзьями Пиросмани, связанный с газетной критикой, в кадре появляется картина «Жираф». Именно она и вызвала интерес футуристов. Ее художник, уходя от друзей, забирает с собой. «Пиросмани» Эльдар Шенгелая создал притчу о грузинском скульпторе «Необыкновенная выставка». Новелла, по которой написан сценарий, стала первой студенческой работой известного режиссера Резо Габриадзе. Причем эта история основана на реальных событиях: Резо поспорил, что именно он, а не профессиональный скульптор, сможет создать портрет для надгробия. 15-летний Габриадзе выиграл спор. Однако новеллу преподаватели не приняли и грозили отчислением. Кинодраматург Алексей Каплер руководил мастерскими, к нему попал сценарий Габриадзе. Прежде чем подписать постановление, я стал читать негодную работу. А начав, зачитался так, что пропустил и важное заседание, и еще более важное дело личного характера.На мой взгляд, это была вещь пусть не во всем совершенная, но ярко талантливая. То была история молодого скульптора, который задумал создать образ «матери города» — величественную мраморную фигуру, а вместо того делал по заказам вдов обывателей надгробия, изображая покойных лавочников «для интеллигентности» в пенсне или шляпе.Алексей Каплер о «непригодном» студенческом сценарии Габриадзе Каплер взял Габриадзе в свою мастерскую, которую тот окончил. Вскоре Эльдар Шенгелая поставил по дипломному сценарию Габриадзе свой фильм.В 60-е происходит переосмысление немого кино Михаилом Кобахидзе. Он создает шесть маленьких фильмов общей продолжительностью 1 час 20 минут. В 1969 году режиссер снял «Музыкантов» (оригинальное название — «Война и мир»), и его обвинили в непослушании. В приказе, подписанном председателем Комитета по кинематографии СССР, говорилось о низком профессиональном уровне Кобахидзе и запрете самостоятельных постановок.В течение многих лет режиссер мечтал снять полнометражный фильм. Сценарию «Вариации любви» не хватило одного голоса для того, чтобы получить первый приз, проект так и не был осуществлен из-за вмешательства телеканала ARTE.В этот период вышла легендарная полусказка режиссера Георгия Данелии «Мимино», снятая по сценарию Резо Габриадзе и Виктории Токаревой. В Московском музее современного искусства установлен памятник героям комедии, а цитаты из фильма, как и из «Кин-дза-дза!», стали устойчивыми выражениями. «Мимино» Время «ку» и желтых штановВ 80-е годы появился двухсерийный художественный фильм «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. Причем название было изначально рабочим, в прокат картина должна была выйти как «Космическая пыль». Однако от этого отказались, вырезав одну сцену. Режиссер рассказывал историю названия: «У нас поначалу в пепелаце (летательном аппарате) висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле…“ — дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза…“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось…» Фильм сильно критиковали за «неприятные» образы. Например, артист Михаил Пуговкин называл героев «отвратительными типами» и отражением «убогой действительности». Если до 90-х годов грузинский кинематограф развивался в соответствии с нормами и только периодически грузинские фильмы показывались за рубежом, то после распада СССР грузинские фильмы становятся частью мировой киноиндустрии. Кинокартина Теймураза Баблуани «Солнце неспящих» снималась с перерывами в течение «библейских семи лет» с 1985 по 1992 год. Она стала словно итогом советского кинематографа и социалистического образа жизни, который в Грузии уже не поддерживали. Фильм получил премию МКФ в Берлине в 1993 году. «Солнце неспящих» После «августовской войны»За десятилетие, прошедшее после «августовской войны», Грузия также была отделена от российского кинорынка, который до этого поставлял голливудские блокбастеры. С 2008 года в Грузии активно развивался рынок коммерческого национального кино, хотя и на низкобюджетном уровне. В художественном отношении грузинское кино все еще было травмировано годами гражданской войны между обретением независимости в 1991 году и «революцией роз» 2003 года. Известные режиссеры, такие как Нана Джорджадзе (сняла фильм «27 украденных поцелуев») и Дито Цинцадзе, добившийся успеха в Германии с фильмом «Потерянные убийцы» в 2000 году, уехали за границу. Джорджадзе, известная своими глубокими и яркими крупномасштабными международными постановками, вернулась в Грузию только в 2008 году.Режиссеры уделяли особое внимание неустойчивому положению постсоветского общества. В 2008 году Заза Русадзе, обучавшийся в киношколе Конрада Вольфа, обратился к теме горя в своем короткометражном фильме «Складки и трещины» — два варианта утраты какого-либо видения гражданского общества. Спустя несколько лет Русадзе выпустил свой первый полнометражный фильм под названием «Складки на моем одеяле», первый грузинский фильм, открыто посвященный гомосексуализму. В 2011 году американо-грузинская постановка «5 дней в августе» финского режиссера Ренни Харлина рассказала о грузино-российской войне.«Грузинский фильм — совершенно уникальное явление, яркое, философски вдохновляющее, очень мудрое, детское. В нем есть все, что способно заставить меня плакать».Федерико Феллини «Тайна двух океанов» В 2001 году был создан Грузинский национальный киноцентр, благодаря которому стало возможным активное продвижение грузинского кино. Официально независимый от Министерства культуры, в течение многих лет киноцентр отличался отсутствием прозрачности.Однако в 2010 году директором была назначена продюсер с международным опытом Тамара Татишвили. Она приступила к реформированию системы и познакомила свою страну с европейскими механизмами поддержки фильмов, такими как Eurimages и программа Европейской комиссии MEDIA. В интервью порталу, посвященному киноиндустрии, Film New Europe Татишвили описала свою стратегическую цель по интеграции Грузии в европейский ландшафт совместного производства: «Европейское совместное производство — это будущее устойчивого развития грузинского кино. Из-за небольшого и относительно неразвитого рынка распространения, а также ограниченной финансовой поддержки производства европейское совместное производство, безусловно, повысит стоимость местного производства фильмов. Это также принесет пользу европейским странам, которые постоянно ищут свежую кровь и новые истории. Грузия, расположенная на перекрестке Европы и Азии, позволяет снимать фильмы с универсальной привлекательностью, она действительно представляет уникальность двух континентов с точки зрения ландшафта, архитектуры и культуры. Поэтому это кинематографически привлекательная территория для международного производства». Среди режиссеров, получивших выгоду от новых соглашений о совместном производстве между Грузией и Европой, был Георгий Овашвили. Он приобрел свои режиссерские навыки в 1990-х годах, когда в его стране бушевали различные войны. В «Кукурузном острове» с минималистской поэтикой он описал борьбу за выживание деда и его внучки, оказавшихся между военными фронтами и против сил природы. Действие фильма полностью разворачивается на небольшом острове на реке Ингури, которая отделяет Абхазию от центра Грузии.Это один из многих грузинских фильмов, которые в последнее время успешно гастролировали на международных кинофестивалях. Новое поколение грузинских кинематографистов, опираясь на социальные соображения и постиронию, показало новую постсоветскую реальность.

Грузинское кино с 50-х до наших дней
© Теории и Практики