Фильм «Искусство простого человека» вышел к десятилетию «Арт-Оврага»
Анна Монгайт и Федор Павлов-Андреевич стали авторами документального фильма, посвященного 10-летию «Арт-Оврага». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» выпустил документальный фильм «Искусство простого человека», приуроченный к своему десятилетию, сообщает PR-службе фестиваля. На примере знаменитых проектов фестиваля и других важных событий современной культуры последних десятилетий фильм рассказывает об актуальном тренде в мировом искусстве — активном сотрудничестве современных художников с непрофессионалами. Это первая попытка — в жанре документального кино и новых медиа — разговора об этом феномене, сложившемся в мире в последнее десятилетие, и о новой эпохе, его породившей. Искусство использует простого человека или простой человек — искусство? На этот вопрос пытаются ответить создатели картины. В фильме слышны голоса художников и режиссёров, хореографов и архитекторов, кураторов и продюсеров: от Анны Абалихиной и Петлюры до Арсена Савадова и Николая Полисского, но главные герои картины — те самые простые люди, крестьяне и заводские рабочие, шахтеры и бездомные, учителя и спортсмены. В фокусе повествования — в том числе и ключевые проекты «Арт-Оврага»: site specific перформанс Анны Абалихиной «Страсти по Мартену», проекты екатеринбургского художника Владимира Селезнева, муралы ведущих российских стрит-артистов, и произведения в жанре паблик-арта. Масштабный перформанс «Страсти по Мартену» был создан в 2018 году к закрытию последнего в России крупного мартеновского цеха. Он развернулся в пространстве Выксунского металлургического завода и объединил в себе разные жанры исполнительских искусств: современный танец, театр, музыку, оперу, вербатим, инсталляцию. Среди ключевых участников перформанса — заводская династия Киселевых: крановщик Владимир и бригадир Сергей, отец и сын. Среди прочих героев фильма — сантехник Абдумамад Бекмамадов, один из авторов и исполнителей спектакля Театра. doc «Акын-опера» (режиссёр Всеволод Лисовский), получившего премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль-эксперимент». Абдумамад принимал участие в этой постановке в промежутке между строительными работами в Москве. В числе других знаковых сюжетов, о которых рассказывает фильм, — история художника Александра Петлюры и его музы и модели пани Брони. Благодаря Петлюре пожилая женщина с ментальным диагнозом начала карьеру художника и в возрасте 74 лет завоевала титул «Альтернативная мисс Вселенной» в Лондоне, навсегда войдя в мировую историю искусства. Среди проектов, где размывается граница между искусством и жизнью, — ставшая символом эпохи серия киевского фотографа Арсена Савадова с позирующими донбасскими шахтерами; перформансы Дины Хусейн, в которых она активно работает с непрофессионалами; а также продолжающееся уже более 20 лет сотрудничество Николая Полисского с жителями деревни Никола-Ленивец, которые участвуют в строительстве лэнд-арт объектов на равных, полагая себя художниками наряду со своим руководителем. Своими историями коллабораций с так называемыми «простыми людьми» в этом фильме также делятся театральный режиссер Юрий Муравицкий, архитектор Олег Шапиро, основатель фестиваля «Арт-Овраг», глава благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых и другие.