Москва. Место силы. Столица глазами писателей, режиссеров и художников
Уже много столетий наш город воодушевляет творческих людей. Даже когда Москва — на два века — уступила столичный статус Петербургу и стала «полупровинцией», в произведениях литературы она не превратилась в рядовой губернский город N, а сохранила свое обаятельное лицо. Накануне Дня города мы вспомнили самые вдохновляющие места любимой столицы. — Перечислить все московские локации, где снималось кино, невозможно, — рассказывает москвовед Татьяна Воронцова. — Но если будем внимательно смотреть советское кино, мы можем многое узнать о том, каким был облик нашего города десятилетия назад. Но определенно, один из рекордсменов натурных съемок — Красная площадь. В картине «Цирк» 1936 года есть момент, когда герои сидят в ресторане на крыше гостиницы «Москва», и открывается интересный вид. На кремлевских башнях еще можно увидеть дореволюционных орлов, а по Красной площади идет трамвай. И вообще на ней довольно оживленное уличное движение — и автомобили, и извозчики. Кроме того, еще стоит Казанский собор (уничтоженный в 1936 году и ныне восстановленный. — «ВМ»). В фильме «Я шагаю по Москве» (1963) на площади все еще можно увидеть широкий поток машин, но трамвая уже нет. Интересно, как менялось понятие «окраина Москвы» на протяжении десятилетий. До шестидесятых годов границы Москвы — это наше теперешнее МЦК. Окраинами, например, были Сокольники и Дорогомилово, которое теперь чуть ли не центр. Патриаршие пруды в роли Чистых Пруды стали фоном для съемок огромного количества кинокартин и сериалов. Аллейка у Патриарших есть и в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары 1994 года, и в экранизации Александра Бортко 2005 года. В картине «Покровские ворота» нас убеждают, будто герои катаются на коньках по Чистым прудам, а на самом деле каток — на Патриарших. Если отвлечься от замечательных актеров и посмотреть на задний план, то мы увидим всю застройку по Малой Бронной. Площадь трех вокзалов Она же Комсомольская, она же Каланчевская. В советской культуре это место — символический «портал» в Москву со всей России: самолетами пользовались меньше, чем поездами. Катя Иванова, «Девушка с характером» (1939, в главной роли Валентина Серова), прибывает в столицу аж с Дальнего Востока — и первым делом оказывается на Комсомольской площади. То же происходит с ее тезкой из картины «Девушка без адреса» (1957, Светлана Карпинская) и с Фросей Бурлаковой в «Приходите завтра» (1963, Екатерина Саминова). Кроме того, Комсомольская площадь — символ прогресса и новой, кипучей жизни. В 1935 г. открылась первая линия метрополитена от станции «Парк культуры» до «Сокольников». Пробная поездка прошла по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». В философском романе Андрея Платонова «Счастливая Москва», написанном в 1936 году, главная героиня Москва Честнова отправляется работать в метрополитен, увидев объявление именно на Каланчевской площади. Главная выставка В довоенных фильмах Москва — «город Солнца», населенный людьми в белых одеждах. И один из его атрибутов — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ныне ВДНХ). Популярностью пользовался павильон «Свиноводство» — после фильма «Свинарка и пастух» (1941). Мифический имидж ВДНХ притягивает и фантастов. Действие «Дозоров» Сергея Лукьяненко разворачивается в ее окрестностях. А вселенная романа Дмитрия Глуховского «Метро-2033» берет начало на станции «ВДНХ». Именно там живет главный герой после ядерной войны. Сорок сороков С начала ХХ века в русском обществе усиливаются апокалиптические предчувствия. Одна надежда на Москву с ее традиционными ценностями. Именно такой Москва — как последняя моральная опора России на пороге страшных бедствий — предстает в «московском» цикле стихотворений Марины Цветаевой 1916 года: «И целых сорок сороков церквей смеются над гордынею царей!» Многие понимают «сорок сороков» буквально, мол, в столице до революции было 1600 церквей. Однако более реалистичным историки признают число 800 А на сегодняшний день у нас в городе построено почти сорок тысяч православных храмов. Крутицкое подворье Здесь сохранились здания XVII–ХIХ веков. Василий Верещагин написал в Крутицком подворье картину «Поджигатели. Расстрел в Кремле»: французские офицеры в 1812 году расстреливают людей, подозреваемых в поджоге Москвы. Здешняя архитектура показалась художнику даже более «кремлевской», чем сам Кремль. На подворье было снято около 50 кинолент. В фильме «Брат-2» (2000), когда друга Данилы Багрова убивают, а его задерживают до выяснения обстоятельств, отделение милиции находится рядом с подворьем. Снимали здесь и сцены «Гардемаринов» (1988). Например, сцена, когда Ягужинская (Татьяна Лютаева), якобы находясь в Ревеле, выбрасывает из окна свиток с письмом Бестужева. Второй момент: когда Софья (Ольга Машная) приходит к тетушке, предполагается, что действие происходит где-то на севере России, но это — тоже Крутицкое подворье — крыльцо у входа в галерею. Сверху видно все — Одним из первых придумал наблюдать Первопрестольную с высоты Н. М. Карамзин, — рассказывает историк литературы Татьяна Терновская. — Панорамным описанием города начинается повесть «Бедная Лиза», действие которой разворачивается около Симонова монастыря. После многие его коллеги стали забираться повыше. В «Мастере и Маргарите» Воланд и Азазелло встречаются на бельведере Дома Пашкова. В фильме «Светлый путь» (1940) героиня Любови Орловой парит над Красной площадью и ВДНХ. Кладезем обзорных видов стали фильмы «Москва слезам не верит» (1979) и «Служебный роман» (1977). Северный речной вокзал Еще одна сенсация молодого Советского государства — водоканал «Москва — Волга» (ныне Канал имени Москвы), воспетый в картине «Волга-Волга» с Любовью Орловой (1938). По сценарию персонажи должны прибывать в Северный речной порт — главное здание комплекса сооружений канала, построенное в 1933 году. Однако в момент прибытия зритель видит не набережную возле Северного речного, а Пушкинскую. Более подробно Северный речной можно разглядеть в фильме «По семейным обстоятельствам» (1977): в одной из финальных сцен персонажи встречаются в ресторане — внутри здания вокзала. Чертоги Чертанова Из всех окраин Москвы киношникам очень приглянулось Чертаново. Именно там живет секретарша Верочка из «Служебного романа», в местной многоэтажке разворачивается комедия «Старый Новый год». С 80-х интерес кинематографистов к району растет: здесь создавался и телесериал «Ольга», и блокбастеры «Притяжение» и «Вторжение» Федора Бондарчука. — Чертаново выглядит немножко необычно. Там много экспериментальных жилых проектов — строилось оно в советское время, строится и сейчас. Возможно, поэтому туда так влечет режиссеров, — считает москвовед Татьяна Воронцова. Все флаги в гости к нам В фильме «Полицейская академия — 7: миссия в Москве» курсанты академии прибывают в Первопрестольную, чтобы поймать очередного злодея, скооперировавшись с дружественной московской милицией. На кинопленке запечатлелось множество достопримечательностей: и Красная площадь с Мавзолеем, и главное здание МГУ, и Большой театр, и многое другое. В Москве снимались и эпизоды голливудского блокбастера «Превосходство Борна» (2004). Главный герой приезжает из Берлина, однако не на Белорусский вокзал, как полагается всем германским туристам, а на Киевский — там более эффектный интерьер. Далее Борну удается хорошенько покататься по городу и добраться до района Отрадное, роль которого, однако, исполняет Крылатское. По-настоящему повезло создателям киноленты «Обитель зла: Возмездие» (2012). Их на целых пять часов пустили на Красную площадь, а потом — даже в метро. Вероятно, помогло то обстоятельство, что исполнительница главной роли Мила Йовович наполовину русская. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Александр Усольцев, историк Москвы: — В позднесоветское время — и навсегда — в кинематограф входят многоэтажные новостройки, в которых обитают «простые» киномосквичи. Однако большинство этих жилищ не так уж просты. Женя Лукашин и Надя Шевелева из «Иронии судьбы, или С легким паром» (1975) как раз устроились в таких: роли домов по «Третьей улице Строителей, 25» исполняют два здания, стоящих неподалеку друг от друга на проспекте Вернадского. Закадровый голос уверяет, будто дома типовые, на самом деле таких строений в Советском Союзе было всего три, с просторными десятиметровыми кухнями, о которых горожане могли только мечтать. Более реалистично выглядит жилье Кати Тихомировой из «Москва слезам не верит»: директор завода вполне мог удостоиться такой квартиры: небольшой, уютной и в «генеральском» доме на Мосфильмовской улице. Читайте также: Москвичам пообещали комфортную погоду в День города