"Новые мутанты" – сумбур из элементов хоррора, фильмов Хьюза и романов Кинга
Sobesednik.ru — о том, почему режиссер Джош Бун так и не смог определиться, чем должна быть его картина о юном поколении мутантов. После трилогии нулевых, удачно начатой Брайаном Сингером и безуспешно завершенной Бреттом Рэтнером, и первой сольной картины о Росомахе Гэвина Худа, которая, как казалось, уж точно должна была положить конец серии фильмов «Людей Икс», франшиза получила второе дыхание благодаря Мэттью Вону. В руках режиссера кинокомиксов «Пипец» и «Kingsman. Секретная служба» лента приобрела краски остроумия, сложные психологические конфликты и смело заговорила о страхах эпохи, связанных с ракетным кризисом 60-х. Далее эстафету вновь принял Сингер, в фильмах которого вышеперечисленных достоинств было уже куда меньше. Сперва автор поставил наполненные гэгами «Дни минувшего будущего», где герои перекочевали в 70-е, ознаменованные шпионской паранойей, а затем «Апокалипсис», в котором охваченный культурой потребления мир 80-х столкнулся с ни много ни мало религиозным концом света. Параллельно под руководством Джеймса Мэнголда продолжала развиваться история Росомахи. Между делом в «Бессмертном» Джеймс Хоулетт побывал в Японии, что подсветило метафорическое сравнение его персонажа с мучаемым сомнениями и демонами прошлого самураем. Завершил свой путь герой в «Логане», которого после смотра на Берлинском фестивале назвали едва ли не лучшим супергеройским кинофильмом на основе комиксов. Фильм провел серьезный диалог о смерти, жестокости мира и человека, упадке толерантности и гуманизма, возводя историю об одиноком обессилившем мутанте едва ли не до древнегреческой трагедии. Несмотря на успех, картина ожидаемо толчком для развития в жанре не стала (пока что). Вышедший спустя два года «Темный феникс», срежиссированный Саймоном Кинбергом (худшее из того, что могло случиться с франшизой), отличился не лучшим образом, представив со всех сторон недоработанную атмосферу эпохи 90-х, пронизанных ощущением инопланетной угрозы, и кошмарно-театральную драму главной героини. «Феникс» Кинберга был двенадцатой и предпоследней лентой из цикла, точку в котором ставит работа Джоша Буна – «Новые мутанты». Действия в фильме разворачиваются вокруг пятерых юных мутантов в 2020 году – за девять лет до событий «Логана». Военные и ученые уже начали разрабатывать идеальное оружие, бесчеловечно используя для этого детей с суперспособностями. Но, судя по всему, ни Люди Иск под предводительством Чарльза Ксавьера, ни Росомаха, которому еще только предстоит внести свой вклад в спасение нового поколения, не в курсе этого. Так что герои ленты Буна должны постараться самолично раскрыть зловещий план и сохранить собственные жизни. В индейскую резервацию, где живет девочка по имени Даниелла (Блю Хант), приходит беда. Вследствие странного явления, похожего на ураган (почему-то он вызвал снег посреди лета), поселение оказывается стерто с лица Земли, а героиня остается сиротой – ее отец погиб, пытаясь помочь товарищам. В одиночку Даниелла убегает в лес, слыша за спиной подобие звериного рева, но в итоге теряет сознание. Приходит в себя девочка уже в расположенной вдали от цивилизации лечебнице, вокруг которой вместо колючей проволоки распределена невидимая непреступная оболочка. Первая, кого видит Даниелла, — доктор Сесилия Рейес (Алисе Брага). Из ее уст героиня узнает о том, что она находится в специальном медицинском учреждении, созданном для детей-мутантов, чьи способности ставят под угрозу безопасность окружающих. Позже героиня знакомится с другими четырьмя обитателями лечебницы, с которыми ей предстоит объединиться, чтобы дать отпор доктору Рейес и стоящей за ней корпорации, жаждущей сделать из нового поколения мутантов машины для убийств. Идея Джоша Буна сделать спин-офф «Людей Икс» не дорогостоящим боевиком, а малобюджетным хоррором (наподобие тех, что выпускала студия Blumhouse) с элементами фильмов Джона Хьюза была принята тепло и одобрена Fox, однако проект изначально преследовал целый ряд проблем. В то время как студия хотела акцентировать внимание на составляющих хоррора, Бун упорно раз за разом вносил правки в сценарий, делая упор на ленты Хьюза. В итоге режиссер, которому на читке сценария указали на слабый юмор, дыры в сюжете и непрописанных персонажей, сдался перед самым началом съемок. Фильм снимался с июля по сентябрь 2017 года, но по его готовности вновь возникли конфликты. Утверждается, что студия была настолько недовольна конечной версией «Новых мутантов», что шли обсуждения о том, чтобы переснять ленту с чистого листа. Однако в итоге картину отложили, после чего у Fox произошло слияние с Disney, которые также не знали, что делать с фильмом Буна – рассматривался вариант даже выпустить его на Hulu или на запущенном позже стрим-сервисе Disney+. Однако «Новым мутантам» все же было суждено увидеть свет на больших экранах и, по словам режиссера, в том виде, в котором они были изначально сняты. Видно, как Бун упорно пытается соблюсти традиции Хьюза, то и дело сталкивая лбами разношерстных героев, предпочитая в первую очередь углубляться в их взаимоотношения и внутренние конфликты. Так добрую половину хронометража фильм в неспешном темпе знакомит нас с персонажами и их прошлым без намека на какие-либо экшен и динамику. Тут, правда, «Клуб «Завтрак»» приобретает оттенки картины «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана с ее принудительной групповой терапией, изолятором за малейшие проступки и авторитарным начальством. Итак, первой дает о себе знать Ульяна (Аня Тейлор-Джой) – дерзкая бунтарка, взявшая цель подначивать новенькую. Затем мы знакомимся с Рейн (Мэйси Уильямс), пережившей насилие со стороны священника – она рассказала ему о своей силе (девочка трансформируется в волчицу), за что была прозвана ведьмой и клеймена раскаленным железом. Контраста добавляют Сэм (Чарли Хитон) и Роберто (Генри Зага). Сэм когда-то бросил учебу, чтобы помогать папе на шахте, но однажды прямо на работе потерял контроль над силой (парень летает со скоростью пушечного ядра), в результате чего погиб его отец и большая часть бригады. Теперь он пытается справиться с чувством вины и, по словам Рейн, пользуется даром тогда, когда хочет покалечить себя. Роберт же, будучи выходцем из богатой семьи, прячется под оболочкой уверенного в себе плейбоя, но глубоко в душе мучается, что сжег подругу – на эмоциях герой начинает полыхать. Элементы хоррора, которых так яро добивалась студия, воплощаются в нечастных эпизодических кошмарах. Гротескные видения, становящиеся все реальнее и опаснее по мере приближения финала, преследуют героев и по-кинговски являются отражением тянущихся из детства страхов. Не то обезумевший преподобный за углом подкараулит, не то тощее чудище, похожее на Слендермена, согнется ночью над кроватью. Ожидаемо каждый из персонажей должен встретиться со своими демонами лицом к лицу. И раз речь идет о мутантах, то, конечно, наряду со всем имеет место быть приобретение контроля над силой. Особенно это касается Даниеллы, дар которой заключается в том, чтобы вытаскивать из человека его тайные страхи, порождаемые старыми травмами и чувством вины. Не секрет, что конфликт между мутантами и обычными людьми является метафорой притеснения, которое испытывают различные меньшинства, и борьбы за гражданские права. Так углубляясь во внутренние перипетии героев, фильм вводит любовную линию между двумя девушками, что для франшизы определенно в новинку. Но в этом контексте более интересен персонаж Даниеллы. Будучи представителем коренного населения Америки, она не просто попадает в группу изгоев, но и оказывается в глазах ученых самым опасным мутантом и единственной, кто должен быть уничтожен, что отсылает к теме геноцида. Способность же героини тут становится важным говорящим моментом, рифмующимся с высвечиванием темной части американской истории. Джеймс МакЭвой: "Люди Икс" – это про неравенство и дискриминацию Но, несмотря на попытки привнести новшества в новую часть франшизы, поженить историю о мутантах с традициями хорроров, Хьюза и Кинга Буну, который, судя по всему, так и не решил, чем будет его картина, не удается. Фильму как хоррору могла бы сыграть на руку камерная атмосфера, которая бы в тандеме с материализовавшимися из подсознания монстрами создала бы некую лабиринтообразную комнату страха, лишенную путей к спасению. Но лента с ней практически не работает, представляя в этом плане лишь немногочисленные эпизоды с видениями, жуткие образы которых при ином подходе напугали бы в разы сильнее. Тема же расцвета суперспособностей в пубертатный период со всеми вытекающими, которую можно было наблюдать в других частях «Людей Икс» и которая в «Новых мутантах» вообще-то является центральной, откровенно проседает. Основное внимание тут Бун отводит борьбе с потаенными страхами и демонами, однако и ее выстраивать у автора получается несравненно хуже, чем у Андреса Мускетти, прекрасно экранизировавшего «Оно». "Оно 2": Стивен Кинг, мертвые дети и большие деньги на широком экране В фильме говорится о том, что герои невольно навредили близким людям или пострадали от рук тех, кому доверились. Боль от чувства предательства и ощущение вины в этом случае перемешиваются с осознанием своей необычности, из чего вытекают вопросы принятия себя, отпущения прошлого, борьбы с враждебным миром, травм и ценностных ориентаций, от которых зависит как именно в дальнейшем тот или иной персонаж будет применять свою силу. Однако откровения, о которых мы узнаем из уст героев, автором благополучно забываются в пользу финального сумбурного сражения, проходившего под пафосным лозунгом: «ты сильнее своих страхов». Рисуя один из маленьких уголков мира киновселенной «Людей Икс», Бун пытается преуспеть в нескольких направлениях. Однако по итогу его работа проседает и в плане психологизма, присущего фильмам Хьюза и тому же «Оно» Мускетти (если говорить о Кинге и экранизациях его книг), и в плане элементов хоррора, представляя тягучую и неглубокую картинку. Радует, что после выхода из кинотеатра можно пойти и посмотреть «Логана», который как раз является логическим продолжением «Новых мутантов», хронологическим завершением франшизы и, пожалуй, лучшей ее частью.