Без «Крестного отца» и «Титаника». Какие фильмы недостойны «Оскара» по новым стандартам толерантности
Американская киноакадемия изменила правила игры. Не актерской, а касающиеся всего съемочного процесса и продакшена. В скором времени, чтобы попасть в список претендентов на звание лучшей картины года, режиссерам придется серьезно «прокачать» свою толерантность. Daily Storm провел эксперимент и подсчитал, какие ленты могли бы лишиться «Оскара», сколько фильмов отважились рассказать про ЛГБТ-отношения, а также какие проблемы меньшинств чаще всего поднимали победители. Что изменилось в «Оскаре» С 2024 года Киноакадемия введет четыре «стандарта толерантности», по которым будет оценивать фильмы конкурсантов. Критерии коснутся расы, гендера и сексуальной ориентации. Стандарт А затрагивает сюжет фильма, исполнителей главных и второстепенных ролей; В — состав съемочной группы; С — финансирование стажировок для разных групп меньшинств; D — сотрудников отделов рекламы, маркетинга и продвижения. Это значит, что сниматься в главных ролях и руководить, например, рекламным отделом должны не только здоровые белые мужчины-гетеросексуалы, а также: • женщины; • представители иной расы или этнической группы; • ЛГБТК+; • люди с когнитивными или физическими недостатками, глухие или слабослышащие. Для победы в номинации «Лучший фильм» не обязательно «заполнять» представителями меньшинств всю картину. Достаточно учесть хотя бы два из четырех стандартов (например, А и С: режиссер берет на главную роль азиата и спонсируют кинокурсы для лесбиянок). Самые нетерпимые Анализируя лучшие фильмы прошлых лет, мы проверяли только критерии стандарта A — именно они определяет идею и сюжет киноленты. Мы учли все фильмы — начиная с 1929-го по 2020-й (всего 92). Итак, чтобы претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм» по стандарту А, необходимо выполнить один из трех пунктов правил: • главную или ведущую роль второго плана играют представители иной расы или этнической группы; • 30% исполнителей второстепенных ролей принадлежат к иной расе или этнической группе; • основная сюжетная линия (сюжет) касается проблем расы, гендера, ориентации или ограниченных возможностей. Из 92 кинолент, получивших статуэтку в номинации «Лучший фильм», 40 не соответствуют ни одному из условий. Среди них — первые 10 победителей «Оскара» — фильмы на романтические, музыкальные и военные темы. Единственное исключение — «Симаррон» (1931) и «Мятеж на «Баунти» (1936). Первый «вывез» за счет актеров второстепенных ролей (женщины и афроамериканец), а второй — благодаря рассказу о жителях Таити. Не особо толерантной оказалась и пятилетка с 1952-го по 1956 год. Статуэток бы лишились, например, «Американец в Париже» и «В порту» с Марлоном Брандо, собравший помимо главной награды еще семь «Оскаров». В последующие годы без наград могли бы остаться «Энни Холл», «Крестный отец», «Титаник», «Английский пациент», «Влюбленный Шекспир», «Старикам тут не место», «Король говорит!», а также маскулинные «Бен Гур», «Храброе сердце», «Гладиатор», «Отступники». Не досчитался бы премии и «Властелин колец». Казалось бы — пестрый и многочисленный актерский состав, но по нынешним меркам слишком «правильный». Эльфы, конечно, из меньшинства, но в рамках своего, волшебного мира. Похожая ситуация с «Храбрым сердцем» Мела Гибсона. Картина прямо повествует о борьбе шотландцев против досаждающего господства Англии. Но увы, это не та категория униженных и оскорбленных, которая сегодня в почете у Киноакадемии. Чьи проблемы чаще всего обсуждают в фильмах По нашим подсчетам, теме «непредставленных групп» посвящены 36 картин. Чаще всего режиссеры поднимали проблему расы или этноса, ту самую, за которую, кажется, сильнее всего переживают организаторы «Оскара». Всего о расовых и этнических предрассудках говорится в 21 киноленте («Из Африки», «12 лет рабства», «Зеленая книга» и др.). При этом режиссерам интересны не только черные герои. Так, в мюзикле «Вестсайдская история» (1962) показана молодежная банда пуэрториканцев; в «Огненных колесницах» (1982) мелькает проблема антисемитизма; «Танцующий с волками» (1991) рассказывает, как меняется отношение главного героя к племени индейцев. Второй по популярности стала тема женщин. К ней обратились девять фильмов («Звуки музыки», «Чикаго», «Малышка на миллион», и др.). Шесть фильмов показали персонажей с когнитивным или физическим расстройством («Лучшие годы нашей жизни», «Пролетая над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Форрест Гамп», «Игры разума», «Форма воды»). Две ленты не постеснялись затронуть ЛГБТ-отношения («Полуночный ковбой» и «Лунный свет»). Скрытые лейсбийские мотивы исследователи усматривают и в «Ребекке» Альфреда Хичкока. Якобы отсутствующая в фильме умершая героиня — объект страсти экономки имения. В некоторых фильмах сочетаются сразу несколько проблем. Например, «Лунный свет» (2017) принято описывать как черную гей-драму. Морган Фримен — молодец В целом самый простой способ пройти по стандарту А — отдать треть ролей женщинам и позвать на съемки одного афроамериканца, азиата, латиноамериканца или уроженца Ближнего Востока. Так получилось в картине «Вокруг света за 80 дней» (1957 года, еще без Джеки Чана, но с героем мексиканцем). Хотя в фильме «Лоуренс Аравийский» (1963) режиссер пошел необычным путем: на весь фильм — треть актеров-арабов мужского пола и всего одна актриса, сыгравшая медсестру. В титрах она не указана. Реже всего создатели кино решаются позвать на главные роли представителей этнических меньшинств и неевропеоидной расы. Это особенно заметно до 1957 года. Зато небелые актеры стали популярны в последнем десятилетии. Самым приглашаемым темнокожим актером оказался Морган Фримен. Он исполнил главные роли в целых трех оскароносных фильмах: «Шофер мисс Дэйзи», «Непрощенный» и «Малышка на миллион». А за последний еще и получил премию как лучший актер.