Любящий гей, опасная феминистка и коп в плаще: какими стали главные персонажи кинокомиксов
В последние годы, а то и целые десятилетия массовая культура явно не испытывает дефицита в супергеройских блокбастерах — подобные фильмы не только выходят часто и регулярно, но и за счет своей зрелищности и обширной фан-базы демонстрируют впечатляющие кассовые сборы. Несмотря на это многие зрители негативно реагируют на любое расхождение с каноническим образом главного героя кинокомиксов, от которого, казалось бы, все успели немного устать. Атлетичные, маскулинные и абсолютно бесстрашные мужчины в плащах по-прежнему пользуются спросом, но, к счастью, создатели фильмов оказываются куда более прогрессивными и гибкими, чем их зрители. Многие из них уже сейчас меняют мир блокбастеров и представление о том, каким может быть эталонный супергерой. Летом, в самый разгар американских протестов против полицейского произвола, на сайте журнала Time появился материал с названием «Мы пересматриваем образ копов на экране. Пришло время поговорить о супергероях». Его автор, журналистка Элиана Доктерман, жаловалась на засилье белых цисгендерных мужчин в боевиках, призвав разнообразить палитру персонажей. В сети на статью Элианы Доктерман отреагировали бурно: многие фанаты кинокомиксов посчитали, что она покушается на святое, критикуя главных кумиров Америки и всего мира. На самом же деле винить журналистку не в чем — даже гиганты вроде DC и Marvel задумались о том, как отойти от наскучивших шаблонных образов, задолго до текста в Time. Летом 2019 года глава студии Marvel Кевин Файги объявил, что в ленте «Вечные» покажут первого супергероя-гея, роль которого исполнил чернокожий актер Брайан Тайри Генри, прославившийся благодаря сериалу «Атланта». Позже стало известно, что персонаж Фастос окажется настоящим семьянином, у которого есть любимый мужчина и ребенок. Хааз Слейман, сыгравший бойфренда Фастоса, в одном из интервью пообещал, что на экране даже покажут однополый поцелуй. «Это будет очень красивый и трогательный поцелуй. Все плакали на съемочной площадке. Для меня было очень важно показать, насколько любящей и прекрасной может быть квир-семья», — рассказал актер. Новости об однополой паре в очередном проекте Marvel ожидаемо вызвали волну возмущения у определенной части зрителей. В марте христианская организация «Миллион матерей» призвала к бойкоту картины, обвинив ее создателей в открытом продвижении ЛГБТ-повестки. Авторов соответствующей петиции не волновало даже то, что до премьеры фильма еще почти целый год, — о его вредоносном содержании они решили сообщить сильно заранее. Пока одна часть аудитории оказалась абсолютно не готова к отображению реальной жизни на большом экране, другая, за неимением ярких и интересных гомосексуальных персонажей, ищет намеки там, где их нет. Например, после выхода «Капитана Марвел» главной героине Кэрол Дэнверс практически моментально приписали роман с подругой Марией Рамбо и вспомнили, что появившаяся в фильме Валькирия, которую играет Тесса Томпсон, в оригинальных комиксах была бисексуальной, а значит, тоже могла быть девушкой Дэнверс. Когда исполнительница Бри Ларсон опубликовала в Twitter рисунок с Капитаном Марвел, которая с влюбленным взглядом держит на руках Валькирию, фанаты расценили это как явное обозначение ориентации героини. Режиссеры Анна Боден и Райан Флек ответили на эти догадки достаточно расплывчато, заявив, что не думали о романтической линии в блокбастере, а хотели сосредоточиться на таких темах, как дружба и познание себя. «Мы знаем, что люди сделали свои выводы, и думаем, что часть удовольствия от создания таких фильмов заключается в том, что они становятся фильмами аудитории, которая может создавать любую фабулу того, что происходит за пределами экрана», — ответили создатели ленты. Если гомосексуальность Капитана Марвел была не очевидной, то о феминизме фильм высказался прямолинейно и местами даже топорно. Ленту сравнивали с «Чудо-женщиной», отмечая, что авторам проекта DC куда лучше удалось изобразить сильную и самодостаточную героиню, в то время как в Marvel в своем стремлении осветить актуальную тему слегка перегнули палку. Например, волну зрительского негодования вызвал эпизод, в котором мотоциклист предлагает подвезти Кэрол Дэнверс и произносит фразу: «Может, улыбнешься мне?». В ответ на это она сжимает кисть нового знакомого и говорит: «Вот тебе предложение: ты дашь мне свою куртку, шлем и мотоцикл, а я сохраню твою руку». Испуганный мужчина отдает ключи и спасается бегством, в то время как главная героиня с насмешкой спрашивает, не хочет ли он ей улыбнуться. Интернет-пользователи отметили, что в этом моменте Капитан Марвел повела себя совсем не по-супегеройски, покалечив и ограбив первого встречного. Во время дискуссии, развернувшей в сети, в ход пошли довольно очевидные сравнения «если бы так поступил мужчина», а пользователь Twitter c ником ItchyBacca написал: «Так он приударил за ней, поэтому она сломала ему руку, украла мотоцикл и куртку. И после этого маскулинность токсична? Вы что, сидите на крэке? Для меня это выглядит как токсичный феминизм». Впрочем, на вопрос о том, почему девочкам можно, а мальчикам нельзя, многие феминистки справедливо напомнят, что в существующей системе координат именно женщины остаются угнетаемой группой. Другие же и вовсе объяснят, почему обратного сексизма не существует. Тем не менее авторы кинокомикса вряд ли так детально препарировали тему феминизма — перед ними стояла задача не разобраться во всех тонкостях этой идеологии, а лишь удовлетворить спрос на появление на экране сильной и независимой женщины. Очевидно, что, несмотря на всю гиперболизированность и поверхностность этого образа, зрители оценили желание Marvel идти в ногу со временем (или хотя бы делать вид, что для студии это важно). Судя по интервью Скарлетт Йоханссон журналу Empire, теперь образ главной феминистки Marvel примерит именно она. По словам актрисы, такие темы, как женская взаимная поддержка, борьба против домогательств и движение #MeToo, найдут отражение в «Черной вдове», премьера которой состоится в конце октября. Будет ли Наташа Романофф феминисткой? Конечно. «Глупо даже об этом спрашивать», — отрезает Йоханссон. Место женщины — на второстепенных ролях. По крайней мере, так думали создатели супергеройского кино до недавнего времени, а многие зрители придерживаются подобного мнения до сих пор. В этом плане показателен кейс франшизы про Тора, авторы которой после трех фильмов решили сместить акцент с Криса Хемсворта на Натали Портман. В четвертой части она исполнит роль женской версии Тора, что вполне соответствует содержанию оригинального комикса, в котором ее героиня Джейн Фостер проходит путь превращения из обычной медсестры в богиню грома. Однако не всем фанатам следование первоисточнику пришлось по душе: одни попросту посчитали эту идею неудачной, другие вообще призвали бойкотировать ленту. Нашлись и те, кто поддержал режиссера фильма Тайку Вайтити, — часть зрителей выразила уверенность в том, что с новой супергероиней он справится не хуже, чем с лентой «Тор: Рагнарек». Стриминговый сервис Disney+ пообещал представить еще два проекта с женщинами в главных ролях. Один из них будет посвящен кузине Халка Дженнифер Уолтерс, которой после нападения киллера требуется переливание крови. Донором выступает ее двоюродный брат, из-за чего Уолтерс превращается в женскую версию Халка. Второй же, «Мисс Марвел», будет отчасти связан с Кэрол Дэнверс и расскажет о подростке-мусульманке Камале Хан, получившей целый набор суперспособностей после встречи с Капитаном Марвел. К слову, часть зрителей выступила за то, что бы Кэрол Дэнверс отошла на второй план не только в шоу «Мисс Марвел», но и в родной франшизе. В начале 2020-го в сети появилась петиция с требованием отстранить Бри Ларсон от главной роли в серии фильмов, так как созданный ею образ призван «удовлетворять запросы гетеросексуальных белых мужчин, которые управляют компанией Disney». По мнению 30 тысяч человек, подписавших петицию, новым Капитаном Марвел могла бы стать чернокожая лесбиянка Моника Рамбо — дочь той Марии Рамбо, которую хотели видеть возлюбленной Кэрол Дэнверс. Противники белокожей блондинки с миловидным лицом заявили, что Ларсон сможет доказать, что действительно выступает за социальную справедливость, только отказавшись от своей самой известной роли. Актриса пока никак не реагирует на столь радикальные требования. В своей статье Доктерман не только пишет о необходимости формирования свежих персонажей и неожиданных, соответствующих духу времени сюжетных линий, но и задает ряд важных вопросов. Не являются ли супергерои теми же копами-беспредельщиками, только в плащах? Не много ли они на себя берут, когда решают, кто достоин спасения, а кто — смерти? Не сотрудничают ли они с государством в каждом втором блокбастере, начиная с «Мстителей» и заканчивая «Отрядом самоубийц»? И, в конце концов, не являются ли они голосом системы, а не угнетенного меньшинства? Журналистка сама довольно точно отвечает на собственные вопросы: главные персонажи подавляющей части картин не только представляют большинство, но и выступают в роли карателей, которые в конечном итоге остаются безнаказанными. В качестве приятного исключения из этого правила Доктерман приводит в пример сериал «Хранители» и ставшую хитом «Черную пантеру». Шоураннеры первого проекта решили отойти от оригинального комикса и сосредоточиться на актуальных проблемах, а именно — на расовой напряженности в Оклахоме. Создатели же «Черной пантеры» удачно удовлетворили тот самый запрос на альтернативные истории, не сосредоточенные вокруг проблем белых людей, и раскрыли такие темы, как угнетение чернокожих людей и связанные с этим революции. Но, несмотря на успех картины и жалобы консервативных зрителей на сплошную политкорректность в кинокомиксах, ни DC, ни Marvel пока не спешат выдавать другие картины с чернокожими актерами в главных ролях. И судя по тому, сколько возмущенных реакций собирает решивший стать новым Блэйдом Махершала Али, до настоящего равенства в киноиндустрии еще очень далеко. В вопросе о том, какое место занимает супергерой в отношениях общества и государства и почему зачастую он мало чем отличается от сурового полицейского, кажется, не стоит ждать серьезных сдвигов: кинематографисты пока не готовы отойти от устоявшегося канона, в котором супергерой умнее, сильнее и вообще по всем параметрам круче остальной, меркнущей на его фоне массы. При этом успех «Джокера», создатели которого просят не относить проект к вселенной кинокомиксов, говорит о том, что аудитория готова и к другим персонажам — слабым, измученным и не сумевшим найти место в существующей системе. Становится очевидным, что в этом антагонисте, лишенном не только суперспособностей, но и каких-то особых талантов, многие чувствуют куда больше жизни, чем в безупречных парнях с плащом за спиной. Чернокожие персонажи, гомосексуальные пары, воинственные женщины и даже убийцы вроде Джокера, которых мы видим на экране, становятся не данью эпохе толерантности, а выполняют куда более важную функцию: вдохнуть хоть какую-то жизнь в закостенелый жанр супергеройского блокбастера.