Российские киноделы продолжают уродовать биографии спортсменов. Эдуард Стрельцов
В последнее время вышли два фильма об Эдуарде Стрельцове. По ТВ показали восьмисерийный сериал «В созвездии Стрельца», а в кинотеатрах началась демонстрация художественного фильма «Стрельцов». В общем, зрителей досыта накормили фактами биографии знаменитого футболиста московского «Торпедо» и сборной СССР. Простите, оговорился. Факты в обеих картинах присутствуют, но давние, стертые от времени, как старый футбольный мяч, дремлющий на моих антресолях. Никаких открытий нет, зато много придумок, откровенного вранья, причем, беззастенчивого – особенно в сериале. Мемуаров Эдуард Анатольевич не оставил, так что «гулять» по его биографии можно было без опаски, задорно, весело, что создатели сериала «В созвездии Стрельца» и сделали. Для пользы дела можно было, конечно, пообщаться с современниками игрока, например, с патриархом нашего футбола Никитой Павловичем Симоняном, игравшим со Стрельцовым в сборной СССР, полистать книгу писателя Александра Нилина «Стрельцов. Человек без локтей». Но зачем? В ней – правда жизни, ее зеркало, монолог человека, близко знавшего футболиста. Но им – сценаристу, режиссеру, актерам – было недосуг. Вот они и взяли, точнее, торопливо схватили то, что попало под руку. И присыпали этот винегрет своей неуемной фантазией. Так, не мудрствуя лукаво, сегодня лепятся фильмы об известных спортсменах. Уже есть картины о Валерии Харламове, Льве Яшине, Эдуарде Стрельцове. Кто будет следующей жертвой мастеров кино? Легкоатлет Валерий Брумель, шахматист Михаил Таль, футболисты, братья Старостины? …Кадры сериала «В созвездии Стрельца» сопровождают титры: «Данный фильм является художественным произведением. Хронология футбольных матчей и отдельных событий не всегда соответствует исторической действительности» Это еще мягко сказано! Картина – сборник невероятных слухов и фантастическо-комических случаев из жизни СССР 60-70-х годов. Зрителей сопровождает злобный Хрущев, мстительный шеф КГБ Серов, коварный министр госбезопасности Дудоров, нелепая глава министерства культуры Фурцева. У них нет других забот, кроме одной – обезвредить и засадить в тюрьму юного гения. Для этого эти монстры придумывают всяческие ухищрения. Чтобы дискредитировать Стрельцова, была разработана целая спецоперация, завершившаяся полным триумфом секретных служб. Сначала автор этих строк злился. Потом поражался. Затем стал смеяться. Ну как иначе можно воспринимать кадры, на которых Хрущев в бешенстве колотит головой о стол председателя КГБ, а потом его, окровавленного, гонит прочь. Или эпизод, в котором заместитель председателя Совета министров Микоян звонит из Москвы в Мельбурн главному тренеру сборной СССР Гавриилу Качалину и диктует ему состав команды на финальный матч Олимпиады-1956, требуя поставить вместо русского Стрельцова армянина Симоняна. То есть, лоббирует своего соплеменника… В сериале Хрущев, который к футболу был совершенно равнодушен, превращается в его горячего поклонника. Он смотрит по телевизору финальный матч Олимпиады из Австралии, хотя быть такое могло только в сказке. И сердито выговаривает шефу МВД, за то, что он хочет рекрутировать всех лучших игроков Союза, в том числе Стрельцова, в столичное «Динамо». Сам игрок в фильме безвинная – жертва. Не только обстоятельств, своего поведения, но и коммунистического режима и выглядит почти диссидентом, замученным жестокой тоталитарной властью. Таким он предстает в исполнении актера Дмитрия Власкина. Самозабвенно гоняет мяч – почему-то по полю, усеянному лопухами и одуванчиками. И приводит всех в неописуемый восторг… По фильму Стрельцов не совершал насилия, а после дачного застолья лишь прикорнул рядом с девушкой, мирно посапывая в хмельном сне. Но некто коварный, зловредный, унес ее в соседнюю комнату, и там сделал свое мерзкое дело. А потом обесчещенную жертву вернул на прежнее место. И размазал по безмятежному лицу спящего форварда кровь девушки. Выходит, никакого преступления Стрельцов не совершал, хотя есть и противоположные факты. Впрочем, Александр Нилин писал, что во время одной из последних встреч со Стрельцовым, он, много принявший и ничем не закусывавший, «барахтался в полудреме, полубреду, из которых вдруг вынырнул, спросив безотносительно к предыдущему бормотанию: «Одного не пойму… за что меня посадили?» В свое время ходили слухи, что Стрельцов пострадал потому, что неосторожно отверг дочь Фурцевой. Создатели фильма с легкостью превращают эту сплетню в правду, дополнив пикантными деталями. А именно - министр, рыдая, рассказывает Хрущеву, что игрок находился в любовной связи с ее несовершеннолетней Светланой, а потом бросил. Хрущев в очередной раз приходит в ярость, связывается с генеральным прокурором СССР Руденко и вопит, требуя надолго упрятать футболиста за решетку... После просмотра сериала автор провел беспокойную ночь. Мне снились советские правители, которые гонялись за мной по футбольному полю. Меня почти догнал Микоян, что-то крича по-армянски, но я рывком ушел от него и запулил мячом в лысину Хрущева. И тут меня зверским подкатом срубил шеф КГБ Серов… В фильме «Стрельцов» главный герой в исполнении Александра Петрова – безмерно обаятелен, излишне улыбчив. Не знаю, как актер работал над образом, но, сдается, он играет не футболиста, а самого себя, довольного жизнью парня из Переялавля-Залесского, выбившегося в знаменитости. Кого бы милый Саша не играл – Гоголя, Гамлета, танкиста Ивушкина, отовсюду торчат его вихры и белозубая улыбка. Точно такой же у него Стрельцов в «Стрельцове» В молодости реальный футболист, наверное, впрямь был в восторге от самого себя. Из скромного рабочего парня вырос в звезду. Бурно веселился, гулял, отмечая свои настоящие успехи и предвкушая будущие. Он попадал в милицейские сводки, его ругали и укоряли в газетных фельетонах, вразумляли на собраниях. Но Стрельцов все ближе подходил к опасной черте… Смею заметить, ибо помню, что игрока «Торпедо» не превозносили никогда – ни до тюрьмы, ни после нее, как это показано в «Стрельцове». Никто не скандировал его фамилию на трибунах, не бежал, сломя голову, брать у него автографы. Было совершенно иное время, несравнимое с нынешним. Таланты почитали, но, извините за каламбур, почтительно, чаще - издали. Их, между прочим, в советском футболе и без Стрельцова было с избытком. Но, если судить по обоим фильмам, он был один – всем на загляденье. Чистое вранье! …Когда Стрельцов, возвратившись из заключения, снова вышел на поле, ему отдавали должное, но отнюдь не возносили до небес. Он заслуживал уважения за то, что не сник, не сломался, снова стал ведущим игроком «Торпедо» и сборной. СССР. Но никто не говорил, что в молодости форвард мог превзойти самого Пеле «Раскрутка» Стрельцова началась после его безвременного ухода из жизни. История, которая в свое время изуродовала ему карьеру, стала посмертной рекламой. И уже вовсю загомонили о таившихся в Стрельцове неограниченных возможностях. Возможно, Эдуард Анатольевич и встал бы в один ряд с сильными футбола сего. Но могло произойти и иначе. Но большинство – особенно тех, кто его и в глаза не видел, безапелляционно утверждали и утверждают – Стрельцов однозначно затмил бы всех! Все привычно: прошлое покрылось позолотой, портрет героя – глянцем… Стрельцов был, несомненно, очень даровит. Но вряд ли смог бы избежать соблазнов, все чаще возникавших на его пути. Наверняка форвард хотел – и уже о том подумывал – поиграть за границей. По некоторым версиям, именно это желание, а не весенние забавы с девушками стало роковым. Стрельцов в кругу друзей переход в знатный европейский клуб предвкушал. И тут кто-то на него «настучал»... Имел честь видеть игру Эдуарда Анатольевича во второй фазе его карьеры. Бывало, форвард, а выдумщик он был изрядный, изображал что-то совершенно необычное, а порой - удивительное. Но беда в том, что партнеры его не всегда понимали. Только когда Стрельцову было уже за тридцать, отыскался единомышленник – верткий и резвый технарь Миша Гершкович. Как же славно они куражились над соперниками! Несколько лет назад я беседовал с уважаемым Михаилом Даниловичем, и тот признался, что играть со Стрельцовым было настоящим счастьем. Однако Стрельцов не так уж часто выдавал шедевры. Мог весь матч безучастно простоять, уперев руки в бока. Казалось, он что-то мучительно вспоминал. Или что-то придумывал, мысленно расчерчивая, как конструктор, линии будущих комбинаций. Но нетерпеливые болельщики, разочарованные его апатией, свистели и матерились. Кстати, обструкции Стрельцова зрители подвергали не реже, чем награждали восхищенными возгласами Это к тому, что было много лучше, правдивее, если бы создатели упомянутых фильмов не стали бы лакировать до ненатурального, лживого блеска портрет Эдуарда Анатольевича и не обрамляли бы его в громоздкую золоченую раму, а показали его таким, каким он был на самом деле: безмерно талантливым, но - противоречивым, страстным, неоднозначным.