Фабрика грёз: Как Калининград превращают в киностолицу
«Центр российской кинематографии» В Калининграде с 7 августа повысили кинорибейты. Теперь сумма возврата средств, затраченных при съёмках фильмов на территории области, увеличилась с 20 до 40%. Изюминка кроется в критериях — они как монетки в компьютерной игре, которые смогут собрать кинопродюсеры за выполненные миссии во время продакшна и постпродакшна. Так, например, создатели фильмов возместят больше вложенных в картину денег, если фильм будут транслировать на центральных телеканалах (первый и второй мультиплексы) или премьерный показ состоится в Калининграде с участием режиссёра и исполнителей главных ролей. Кроме того, игра переходит в «командный режим»: по задумке разработчиков, от критериев выигрывают и представители туризма, и бизнесмены, и молодые специалисты киноиндустрии, и даже просто ценители кино. По словам министра по культуре и туризму области Андрея Ермака, благодаря рибейтам через несколько лет Калининград ждут серьёзные изменения. — Через пять лет видим область как центр российской кинематографии. Не буду разбрасываться громкими сравнениями с Голливудом, но совершенно точно — это один из самых кинематографичных регионов, с развитой индустрией и инфраструктурой для съёмок фильмов, — говорит Ермак. — Те локации, которыми мы располагаем, — действительно уникальное предложение в границах, как минимум, России — это и реки, и пустыня, и море, и порт, и старые строения, здания немецкого периода. Когда область постоянно снимается в кино, это прямым образом отражается на её популярности. Мы уже сейчас видим, что фильмы и сериалы, произведённые в регионе, являются триггером для посещения области, поскольку то, что показывают на экране, служит источником доверия для зрителя и вызывает желание увидеть наши края своими глазами. Не случайно мы используем слоган, достаточно своеобразный: «Лучше тысячу раз увидеть» — имеется в виду: сначала в кино, видеороликах, клипах — и потом обязательно вживую. Однако, как утверждает министр, не все относятся к рибейтам положительно. Часть представителей сферы культуры считает, что деньги можно было распределить между другими проектами. — У нас аргумент достаточно чёткий: кинорибейт составляет 20%, до 40% он увеличен за счёт дополнительных баллов. И чтобы получить даже те основные двадцать, кинопроизводителю нужно инвестировать в пять раз больше. Это серьёзное экономическое обоснование: сейчас на рибейты заложено 40 млн рублей, им предшествует сумма в 200 млн рублей, которая будет потрачена на территории Калининградской области. На мой взгляд, такие деньги весьма существенны для вливания в региональный бюджет, причём по большей части в малый бизнес, потому что именно он обслуживает кинопроизводителей в части проживания, питания, транспортных, экскурсионных и других сопутствующих услуг. Появление таких объёмов денежных средств в бюджете, полагаю, гораздо более положительно влияет на развитие экономики, чем их отсутствие. Насчёт опасений — их нет, единственное — хочется, чтобы быстрее развивалась инфраструктура в части рентала оборудования. Но мы к этому идём эволюционно, кинокомпании заходят, присматриваются, и нас вполне устраивает этот темп. Проекты становятся всё интереснее и интереснее, — объясняет министр. Единственной причиной, когда рибейты могут не сработать на благо области, он называет отсутствие финансирования на их выплату. — История с рибейтами рабочая только в том случае, если все понимают правила игры и идёт непрерывный процесс. На сегодня таких опасений нет, всё работает довольно неплохо, у нас сейчас один из самых высоких рибейтов в стране — 40 млн рублей, которые, надеюсь, все будут выплачены. Заявок у нас очень много, — заключил Ермак. Нехватка специалистов и оборудования Как отмечает генеральный продюсер компании «Запад-фильм» Ахмед Бугов, повышение рибейтов, без сомнения, повлияет на ещё большую популярность Калининграда в качестве площадки для съёмок. — Вообще немалая заслуга того, что в последние годы Калининград был открыт режиссерами кино, именно в рибейтах. Это удобно делать как в Европе и США, чтобы определённый регион снимали и создавались комфортные условия для кинопроизводителей. Безусловно, и туризм помогает развивать. Если карты удачно лягут, то здесь вполне могут создать киностудию, — заявляет Бугов. Кроме рибейтов, среди главных причин, почему создатели фильмов всё чаще едут в Калининград, он называет экстерьер. — Здесь необычная архитектура, даже в Питере мы не найдем такой. Конечно, ещё море, и то, что зимы нет. Сюда можно добавить порты, дюны. Так что у нас кроме гор практически всё есть, — считает кинопродюсер. По его оценке, в последние несколько лет в Калининграде снимают в среднем не менее десяти картин в год. — Это и фильмы, и сериалы. С известными российскими кинокомпаниями, вроде «Арт Пикчерс», «ВайТ Медиа», Star Media и другими. Даже уже и международное кино собираются снимать. Это должен был быть авторский фильм. Сюда собирались приехать литовцы, французы, датчане. За три дня до карантина они хотели прилететь, — продолжает Бугов. Главной проблемой для кинопроизводителей он считает отсутствие профильного образования у актёров массовки и эпизода. — Если говорить про актёров-эпизодников, то, говоря откровенно, у нас их не хватает. Первое время даже на съемках «Преступления»16+ ощущалась эта нехватка, и я звонил своим друзьям, которые на телевидении или радио работают. После этого встал вопрос киношколы. Я набрал хороших преподавателей, мы обучали работе на камеру и актёрскому мастерству. Примерно 150-200 учеников за три года прошли. Многие ребята, которые были в массовке, учились у нас, — поясняет генпродюсер компании. О проблемах нехватки специалистов, а также оборудования говорит и руководитель Кинокомиссии и «Фестивальной дирекции» Ольга Каверзина. По её мнению, на ситуацию жалуются как продюсеры, так и киномейкеры. — Специалистов у нас на сегодняшний момент мало: те, которые есть, начинают хватать много проектов, разрываются — снижается качество их работы, что влечёт за собой и соответствующее впечатление о Калининградской области. Очень хочется верить в то, что в ближайшие годы проявит себя конкурентная среда. Также ожидается, что сюда зайдёт несколько ренталов, и у нас не будет такой истории, что создателям кинопродукции приходится звонить заранее, интересоваться, где можно взять технику, и переживать, что не получится её забронировать на момент съёмок. Неизбежно оборудование будут завозить, появятся новые игроки на рынке — и это хорошо: всем известно, что конкуренция ведёт к общему росту. Но даже несмотря на сегодняшнюю ситуацию с техникой и специалистами, таких благодатных условий для кинопроизводства в России, как у нас, я считаю, пока нет нигде. Мы увеличили порог до 40% процентов, и это мегапривлекательно для продюсеров — даже не потому, что они могут вернуть себе эти деньги, а потому, что они могут их реинвестировать в ту же картину. Условно говоря, был бюджет 100 млн рублей и вырос благодаря рибейтам до 140 млн — на эти деньги можно взять более дорогих специалистов, использовать более звёздный состав, поднять качество картины. В целом, я считаю, дело не в отсутствии или наличии оборудования и кадров, дело в том, что рынку необходимо время, чтобы подстроиться, — полагает Ольга Каверзина. Она считает, что в ближайшие годы кинопроизводство сместится в сторону компьютерных технологий. И с точки зрения продюсирования это выгодная экономия, позволяющая сильно снизить затраты на создание картины. — Полагаю, будем использовать всё больше инноваций в кинопроизводстве — например, задействуем экраны, как в Москве и Питере, которые позволяют в одном и том же месте имитировать разные локации с минимальной последующей обработкой кадров. При этом, мне кажется, технологии не отменят экспедиции и выезды в регионы за фактурами. Потому что киноиндустрию составляют люди, которым важно снимать кино как искусство и которые вряд ли захотят ограничиваться возможностями павильона, не выходя из которого, реально снять всю картину, — поясняет она. По ее словам, критерии для повышения рибейтов формировались долго и все они — составная часть единого целого. — Когда профи берут наших практикантов — это здорово развивает регион в плане кадров, когда премьера происходит в регионе — это отличная новостная повестка, когда партнёры делают проект в копродакшне с европейской или американской компанией — мы расширяем нашу аудиторию с российской до зарубежной. Всё важно, всё ценно и здорово и уже имеет отклик. В конце августа у меня была встреча по новому продукту, который очень про Калининград, максимально раскрывает туристическую привлекательность. Держим пальчики, что это будет новая «Вики Кристина Барселона»12+, только про наш город, — говорит Каверзина. «Мы сможем больше себе позволить в реализации идей» То, что новое положение о рибейтах сможет дать сильное развитие киноиндустрии в регионе, предполагает и гендиректор продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов. Сама компания занимается активной работой по кинопроизводству на территории Калининграда и области. — Рибейты, безусловно, влияют на качество картинки и фильма, потому что, имея финансовую поддержку со стороны самого региона, ты можешь больше себе позволить в реализации идей. Думаю, новые критерии дадут мощный импульс для формирования профессиональной среды внутри области, потому что напрямую заинтересовывают продюсеров здесь и сейчас заниматься образованием и развитием кадров для киноиндустрии. Продюсерам также очень помогла бы организационная поддержка в части привлечения разных институтов государственной власти: перекрытие дорог, предоставление государственных режимных объектов, участие в качестве третьей стороны в переговорах с частным бизнесом, предоставление самолётов, вертолётов, танков, — подчеркивает Самохвалов. Продюсер не считает, что в процессе погони за рибейтами киномейкеры могут существенно растратить художественный замысел картины. — Если сюжет развивается в Калининграде, то я не вижу негативного влияния. Но если сценарий подразумевает действо в неком европейском городе, а для получения рибейта мы обязаны показывать именно Калининград, то здесь компромисс может сработать против фильма, — предполагает генпродюсер компании. В свою очередь режиссер и генпродюсер IVI Originals Давид Кочаров сказал, что именно рибейты повлияли на выбор локации для съемки нового фильма. Ранее компания обсуждала с калининградскими властями возможность снять на территории области шесть новых проектов. — Мы хотим снимать, как обычно, экстраординарные и премиальные сериалы и фильмы для платформы IVI, которые также, возможно, появятся в кассовом прокате. Первые съёмки — это фильм «Курьер»16+, посвящённый самому яркому герою нашему времени, который доставляет порой не только еду и напитки, но ещё радостные и грустные новости, оказывает помощь, может оказаться в нужном месте в нужное время. Конечно, повышение кинорибейтов сильно повлияло на наши планы относительно области. К примеру, для первого фильма мы хотели создать романтичную атмосферу города, в России таких очень много, и Калининград, конечно, ничуть не уступает самым красивым городам мира. Рассчитываем на 30-40% возврата от общего бюджета, это важно для нас как для продюсеров частной и коммерчески успешной компании. Любая возможность монетизации и партнёрства, тем более в сложное для экономики время, является очень важным фактором, — сообщил Кочаров. По его словам, для нового фильма в области уже присмотрели несколько локаций. — Самый главный архитектор — это, конечно, природа, мы рассматриваем как место для съёмок Куршскую косу и Светлогорск. Также хотим использовать натуральные декорации, которые мы сами ни за что бы не построили: Калининград, Гвардейск, Знаменск, Железнодорожный, — уточняет он. Воплощение детской мечты и возможность расти в родном городе Кинобум последних лет позволил многим жителям области попробовать свои силы в новой профессии. Калининградский актёр-эпизодник Игорь Цицорин начинал свою кинокарьеру пять лет назад на съёмках фильма «Воин»12+ режиссёра Федора Бондарчука. В этой картине он сыграл роль одного из судей. За последние годы актёр снялся порядка в 17 фильмов и сериалов. Своей самой любимой Игорь называет работу в ленте «Молодой»16+. — Играл друга Олега Тактарова (голливудская звезда). Я тоже занимался борьбой, и он для меня всегда был кумиром: чемпион UFC, первый русский медведь в Америке. Никогда не думал, что хоть и в кино, но скажу ему: «А чё ты уставился на меня?» — рассказывает Цицорин. Еще одной заметной ролью актёр называет работу с Владимиром Машковым в сериале «Налёт»16+, где он также сыграл приятеля главного героя. А в сериале «Жёлтый глаз тигра»16+ Цицорин исполнил роль представителя президента РФ. — Мне эту роль предложили за 30 минут до начала съёмок. Позвонили и сказали: «Срочно, можешь?» Приезжаю, дали три страницы текста, а нужно же ещё вжиться в героя, — смеется он. Последней своей работой актёр назвал сериал «Кесарь»16+, в котором он снимался в августе. Съемки уже прошли на Куршской косе и в Калининграде и продолжатся в начале сентября. Говоря о заработке актёра эпизода в Калининграде, Цицорин называет вилку от 3 до 15 тысяч рублей. Массовке платят в среднем от 500 до 1 тысячи за съёмочный день. Еще одна калининградка — Екатерина Мирошникова — тоже отметила небывалый рост производства большого кино на территории области. В её окружении много знакомых, снимавшихся в известных фильмах. Сама она получила эпизодическую роль, когда работала на местном телеканале и решила попробовать себя в качестве актрисы. После кастинга Мирошникова попала на съемочную площадку сериала «Преступление». — Нам с коллегой была интересна киноиндустрия, и мы как журналисты решили приехать на пробы. Я познакомилась с московским кастинг-директором, которая занималась подбором актеров для «Преступления». Им очень понравилась наша игра, и они даже переписали роль журналиста-мужчины, расследующего преступления, под меня. Роль была полноценная, со словами, я появилась в нескольких сериях, всего было четыре-пять съемочных дней. Вместе со мной на площадке работали кинозвёзды — Евгений Чернышев, Дарья Мороз, Владимир Юматов, — рассказывает она. Режиссёр-постановщик собственного YouTube-канала Денис Череухо также успел поработать актёром массовых сцен в нескольких известных картинах, снимавшихся в Калининграде. Он полагает, что обновлённые рибейты помогут ему обрести больше кинематографического опыта. — У меня уже есть опыт участия, актёрский, в съёмках больших проектов — «Воин», «Порт»12+, «Психология преступления»16+ и других. Помимо того, я снимаю скетчи для своего канала на YouTube и заодно пробую себя в роли сценариста и режиссёра. Это очень удобно — быть в резерве специалистов, который сейчас формируется Кинокомиссией, и при первой возможности участвовать в проектах. В Калининграде явно мало практики в области кино или сериалов, чтобы получить подобный опыт, необходимо ехать в Москву или Питер, это неудобно. Надеюсь, с нововведениями по рибейтам шансы пройти практику в больших проектах увеличатся, — говорит Череухо. А студентка Александра Горшкова пока только мечтает попасть в большое кино. Она изучает кинематограф и управление в кинопроизводстве и подрабатывает волонтёром на кинофестивалях. — Моей детской мечтой была работа на киноплощадке. Сейчас появляется отличная возможность воплотить мечту в реальность — поучиться у настоящих профессионалов и поработать в моём родном и любимом городе. Надеюсь, что удастся на практике прикоснуться к кинопроизводству, что будет невероятная атмосфера в команде, много творчества, позитива и активности. И к вечеру — только приятная усталость и полное удовлетворение от своей деятельности. Как студентка, могу сказать: хорошую практику найти достаточно тяжело. И новое постановление о рибейтах даёт отличный шанс получить «живой» опыт, который не возьмёшь ни из одного учебника. И, конечно, это возможность зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями, — поясняет Александра. , Что снималось у нас в области за последние 5 лет, ФИЛЬМЫ, «Ученик» Выход: 2016 Режиссер: Кирилл Серебренников Жанр: драма В главных ролях: Петр Скворцов Виктория Исакова Юлия Ауг Съемки драмы по мотивам немецкой пьесы, спектакль по которой Кирилл Серебренников уже ставил ранее в своем театре, проходили в августе 2015 года в Калининграде и Балтийске. «Чужой дед» Выход: 2017 Режиссер: Мурад Алиев Жанр: драма В главных ролях: Василий Лановой Арсений Робак Софья Озерова Фильм о махинациях черных риелторов и одиноком пожилом человеке, которого играет Народный артист СССР Василий Лановой. Часть съемок проходила в музее-квартире Altes-Haus. «Золотая парочка» Выход: 2018 Режиссер: Андрей Силкин Жанр: детектив, мелодрама В главных ролях: Валерия Ланская Прохор Дубравин Не путать с созвучной «Золотой перчаткой»! Неудавшийся комедийный детектив о семейном тандеме воров, приехавших в Калининград и нацелившихся на наш Музей Янтаря. «На Париж» Выход: 2019 Режиссер: Сергей Саркисов Жанр: историческое приключение В главных ролях: Дмитрий Певцов Сергей Маковецкий Евгений Стычкин Федор Добронравов Рената Литвинова Михаил Ефремов Фильм с большой плеядой известных актеров, вышел в кинотеатрах в мае 2019 года, и был холодно встречен зрителями. Но руины полуразрушенного Кёнигсберга и разбитые после войны дороги были показаны достоверно. «Цой» Выход: 2020 Режиссер: Алексей Учитель Жанр: драма, биография В главных ролях: Евгений Цыганков Марьяна Спивак Паулина Андреева Игорь Верник Самый свежий фильм, снятый в Калининграде, премьера которого была намечена на сентябрь 2020 года. Совместное производство России и Латвии, а в режиссерском кресле – Алексей Учитель, который задумал снять фильм не о самом Викторе Цое, а о человеке, который оказался за рулем автобуса в тот злополучный день, когда случилась авария… , СЕРИАЛЫ, «По законам военного времени» Выход: 2015-НВ (4 сезона) Режиссеры: Максим Мехеда, Сергей Виноградов Жанр: военная драма В главных ролях: Екатерина Климова Евгений Воловенко Александр Панкратов-Черный Сериал о событиях в Киевском укрепрайоне в 1941 году. Последний сезон снимался по большей части в Черняховске. Выход на ТВ был приурочен к 75-ой годовщине победы. «Налёт» Выход: 2017 (1 сезон) Режиссер: Карен Оганесян Жанр: криминальный боевик В главных ролях: Владимир Машков Александр Паль Денис Шведов Лукерья Ильяшенко Российская адаптация культового французского сериала с одноименным названием. Снимался по заказу 1 канала. Съемки проходили на порту в Калининграде и на двухъярусном мосту. «Преступление» (2 сезона) Выход: 2017 – НВ Режиссеры: Максим Василенко, Александр Кириенко В главных ролях: Павел Прилучный Дарья Мороз Андрей Смоляков Жанр: детективная драма Является ремейком датского сериала «Убийство» (2007-2012). Съемки второго сезона завершились в Калининграде зимой 2019 года, на данный момент премьера на ТВ еще не назначена. Мини-сериал «Черные бушлаты» Выход: 2018 (4 серии) Режиссер: Виталий Воробьев Жанр: военная драма В главных ролях: Александра Тюфтей Александр Робак Иван Лапин И снова по сюжету 1941 год, но в центре – Северный флот. Балтийское море здесь изображает Баренцево, а Калининград, соответственно, адаптировали под Мурманск. «Желтый глаз тигра» Выход: 2018 (1 сезон) Жанр: криминальный боевик Режиссер: Марк Горобец В главных ролях: Павел Прилучный Катерина Шпица Карина Андоленко Агния Кузнецова Один из сериалов на тему янтарной промышленности. В кадрах фигурируют дюны, Куршская коса и город Янтарный. А сюжет переносит нас в Советское, но уже послевоенное время. «В клетке» (2019) Выход: 2019 (1 сезон) Режиссер: Артем Аксененко Жанр: криминальная драма В главных ролях: Павел Прилучный Владимир Епифанцев Агата Муцениеце Артур Ваха Противоречивый сериал о подпольных боях без правил и семейных ценностях, насколько нам известно, так и не вышел на ТВ. Премьера состоялась на платформе Start. Большая часть съемок проходила в Калининграде и в игровом комплексе «Собрание». «Андреевский флаг» Выход: 2020 Режиссер: Виталий Воробьев Жанр: военная драма В главных ролях: Анатолий Васильев Елена Проклова Дмитрий Миллер Борис Щербаков Премьера на 1 канале состоялась в июле этого года. Сериал о Балтийском флоте снимался в Калининграде и Светлогорске, а одной из локаций был небезызвестный Янтарь-Холл.