Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Фабрика грёз: Как Калининград превращают в киностолицу

«Центр российской кинематографии»
Фабрика грёз: Как Калининград превращают в киностолицу
Фото: Tvoybro.comTvoybro.com
В Калининграде с 7 августа повысили кинорибейты. Теперь сумма возврата средств, затраченных при съёмках фильмов на территории области, увеличилась с 20 до 40%. Изюминка кроется в критериях — они как монетки в компьютерной игре, которые смогут собрать кинопродюсеры за выполненные миссии во время продакшна и постпродакшна. Так, например, создатели фильмов возместят больше вложенных в картину денег, если фильм будут транслировать на центральных телеканалах (первый и второй мультиплексы) или премьерный показ состоится в Калининграде с участием режиссёра и исполнителей главных ролей. Кроме того, игра переходит в «командный режим»: по задумке разработчиков, от критериев выигрывают и представители туризма, и бизнесмены, и молодые специалисты киноиндустрии, и даже просто ценители кино.
По словам министра по культуре и туризму области Андрея Ермака, благодаря рибейтам через несколько лет Калининград ждут серьёзные изменения.
— Через пять лет видим область как центр российской кинематографии. Не буду разбрасываться громкими сравнениями с Голливудом, но совершенно точно — это один из самых кинематографичных регионов, с развитой индустрией и инфраструктурой для съёмок фильмов, — говорит Ермак. — Те локации, которыми мы располагаем, — действительно уникальное предложение в границах, как минимум, России — это и реки, и пустыня, и море, и порт, и старые строения, здания немецкого периода. Когда область постоянно снимается в кино, это прямым образом отражается на её популярности. Мы уже сейчас видим, что фильмы и сериалы, произведённые в регионе, являются триггером для посещения области, поскольку то, что показывают на экране, служит источником доверия для зрителя и вызывает желание увидеть наши края своими глазами. Не случайно мы используем слоган, достаточно своеобразный: «Лучше тысячу раз увидеть» — имеется в виду: сначала в кино, видеороликах, клипах — и потом обязательно вживую.
Однако, как утверждает министр, не все относятся к рибейтам положительно. Часть представителей сферы культуры считает, что деньги можно было распределить между другими проектами.
— У нас аргумент достаточно чёткий: кинорибейт составляет 20%, до 40% он увеличен за счёт дополнительных баллов. И чтобы получить даже те основные двадцать, кинопроизводителю нужно инвестировать в пять раз больше. Это серьёзное экономическое обоснование: сейчас на рибейты заложено 40 млн рублей, им предшествует сумма в 200 млн рублей, которая будет потрачена на территории Калининградской области. На мой взгляд, такие деньги весьма существенны для вливания в региональный бюджет, причём по большей части в малый бизнес, потому что именно он обслуживает кинопроизводителей в части проживания, питания, транспортных, экскурсионных и других сопутствующих услуг. Появление таких объёмов денежных средств в бюджете, полагаю, гораздо более положительно влияет на развитие экономики, чем их отсутствие. Насчёт опасений — их нет, единственное — хочется, чтобы быстрее развивалась инфраструктура в части рентала оборудования. Но мы к этому идём эволюционно, кинокомпании заходят, присматриваются, и нас вполне устраивает этот темп. Проекты становятся всё интереснее и интереснее, — объясняет министр.
Единственной причиной, когда рибейты могут не сработать на благо области, он называет отсутствие финансирования на их выплату.
— История с рибейтами рабочая только в том случае, если все понимают правила игры и идёт непрерывный процесс. На сегодня таких опасений нет, всё работает довольно неплохо, у нас сейчас один из самых высоких рибейтов в стране — 40 млн рублей, которые, надеюсь, все будут выплачены. Заявок у нас очень много, — заключил Ермак.
Нехватка специалистов и оборудования
Как отмечает генеральный продюсер компании «Запад-фильм» Ахмед Бугов, повышение рибейтов, без сомнения, повлияет на ещё большую популярность Калининграда в качестве площадки для съёмок.
— Вообще немалая заслуга того, что в последние годы Калининград был открыт режиссерами кино, именно в рибейтах. Это удобно делать как в Европе и США, чтобы определённый регион снимали и создавались комфортные условия для кинопроизводителей. Безусловно, и туризм помогает развивать. Если карты удачно лягут, то здесь вполне могут создать киностудию, — заявляет Бугов.
Кроме рибейтов, среди главных причин, почему создатели фильмов всё чаще едут в Калининград, он называет экстерьер.
— Здесь необычная архитектура, даже в Питере мы не найдем такой. Конечно, ещё море, и то, что зимы нет. Сюда можно добавить порты, дюны. Так что у нас кроме гор практически всё есть, — считает кинопродюсер.
По его оценке, в последние несколько лет в Калининграде снимают в среднем не менее десяти картин в год.
— Это и фильмы, и сериалы. С известными российскими кинокомпаниями, вроде «Арт Пикчерс», «ВайТ Медиа», Star Media и другими. Даже уже и международное кино собираются снимать. Это должен был быть авторский фильм. Сюда собирались приехать литовцы, французы, датчане. За три дня до карантина они хотели прилететь, — продолжает Бугов.
Главной проблемой для кинопроизводителей он считает отсутствие профильного образования у актёров массовки и эпизода.
— Если говорить про актёров-эпизодников, то, говоря откровенно, у нас их не хватает. Первое время даже на съемках «Преступления»16+ ощущалась эта нехватка, и я звонил своим друзьям, которые на телевидении или радио работают. После этого встал вопрос киношколы. Я набрал хороших преподавателей, мы обучали работе на камеру и актёрскому мастерству. Примерно 150-200 учеников за три года прошли. Многие ребята, которые были в массовке, учились у нас, — поясняет генпродюсер компании.
О проблемах нехватки специалистов, а также оборудования говорит и руководитель Кинокомиссии и «Фестивальной дирекции» Ольга Каверзина. По её мнению, на ситуацию жалуются как продюсеры, так и киномейкеры.
— Специалистов у нас на сегодняшний момент мало: те, которые есть, начинают хватать много проектов, разрываются — снижается качество их работы, что влечёт за собой и соответствующее впечатление о Калининградской области. Очень хочется верить в то, что в ближайшие годы проявит себя конкурентная среда. Также ожидается, что сюда зайдёт несколько ренталов, и у нас не будет такой истории, что создателям кинопродукции приходится звонить заранее, интересоваться, где можно взять технику, и переживать, что не получится её забронировать на момент съёмок. Неизбежно оборудование будут завозить, появятся новые игроки на рынке — и это хорошо: всем известно, что конкуренция ведёт к общему росту. Но даже несмотря на сегодняшнюю ситуацию с техникой и специалистами, таких благодатных условий для кинопроизводства в России, как у нас, я считаю, пока нет нигде. Мы увеличили порог до 40% процентов, и это мегапривлекательно для продюсеров — даже не потому, что они могут вернуть себе эти деньги, а потому, что они могут их реинвестировать в ту же картину. Условно говоря, был бюджет 100 млн рублей и вырос благодаря рибейтам до 140 млн — на эти деньги можно взять более дорогих специалистов, использовать более звёздный состав, поднять качество картины. В целом, я считаю, дело не в отсутствии или наличии оборудования и кадров, дело в том, что рынку необходимо время, чтобы подстроиться, — полагает Ольга Каверзина.
Она считает, что в ближайшие годы кинопроизводство сместится в сторону компьютерных технологий. И с точки зрения продюсирования это выгодная экономия, позволяющая сильно снизить затраты на создание картины. — Полагаю, будем использовать всё больше инноваций в кинопроизводстве — например, задействуем экраны, как в Москве и Питере, которые позволяют в одном и том же месте имитировать разные локации с минимальной последующей обработкой кадров. При этом, мне кажется, технологии не отменят экспедиции и выезды в регионы за фактурами. Потому что киноиндустрию составляют люди, которым важно снимать кино как искусство и которые вряд ли захотят ограничиваться возможностями павильона, не выходя из которого, реально снять всю картину, — поясняет она.
По ее словам, критерии для повышения рибейтов формировались долго и все они — составная часть единого целого.
— Когда профи берут наших практикантов — это здорово развивает регион в плане кадров, когда премьера происходит в регионе — это отличная новостная повестка, когда партнёры делают проект в копродакшне с европейской или американской компанией — мы расширяем нашу аудиторию с российской до зарубежной. Всё важно, всё ценно и здорово и уже имеет отклик. В конце августа у меня была встреча по новому продукту, который очень про Калининград, максимально раскрывает туристическую привлекательность. Держим пальчики, что это будет новая «Вики Кристина Барселона»12+, только про наш город, — говорит Каверзина.
«Мы сможем больше себе позволить в реализации идей»
То, что новое положение о рибейтах сможет дать сильное развитие киноиндустрии в регионе, предполагает и гендиректор продюсерской компании «Среда» . Сама компания занимается активной работой по кинопроизводству на территории Калининграда и области.
— Рибейты, безусловно, влияют на качество картинки и фильма, потому что, имея финансовую поддержку со стороны самого региона, ты можешь больше себе позволить в реализации идей. Думаю, новые критерии дадут мощный импульс для формирования профессиональной среды внутри области, потому что напрямую заинтересовывают продюсеров здесь и сейчас заниматься образованием и развитием кадров для киноиндустрии. Продюсерам также очень помогла бы организационная поддержка в части привлечения разных институтов государственной власти: перекрытие дорог, предоставление государственных режимных объектов, участие в качестве третьей стороны в переговорах с частным бизнесом, предоставление самолётов, вертолётов, танков, — подчеркивает Самохвалов.
Продюсер не считает, что в процессе погони за рибейтами киномейкеры могут существенно растратить художественный замысел картины.
— Если сюжет развивается в Калининграде, то я не вижу негативного влияния. Но если сценарий подразумевает действо в неком европейском городе, а для получения рибейта мы обязаны показывать именно Калининград, то здесь компромисс может сработать против фильма, — предполагает генпродюсер компании.
В свою очередь режиссер и генпродюсер IVI Originals Давид Кочаров сказал, что именно рибейты повлияли на выбор локации для съемки нового фильма. Ранее компания обсуждала с калининградскими властями возможность снять на территории области шесть новых проектов.
— Мы хотим снимать, как обычно, экстраординарные и премиальные сериалы и фильмы для платформы IVI, которые также, возможно, появятся в кассовом прокате. Первые съёмки — это фильм «Курьер»16+, посвящённый самому яркому герою нашему времени, который доставляет порой не только еду и напитки, но ещё радостные и грустные новости, оказывает помощь, может оказаться в нужном месте в нужное время.
Конечно, повышение кинорибейтов сильно повлияло на наши планы относительно области. К примеру, для первого фильма мы хотели создать романтичную атмосферу города, в России таких очень много, и Калининград, конечно, ничуть не уступает самым красивым городам мира. Рассчитываем на 30-40% возврата от общего бюджета, это важно для нас как для продюсеров частной и коммерчески успешной компании. Любая возможность монетизации и партнёрства, тем более в сложное для экономики время, является очень важным фактором, — сообщил Кочаров.
По его словам, для нового фильма в области уже присмотрели несколько локаций.
— Самый главный архитектор — это, конечно, природа, мы рассматриваем как место для съёмок Куршскую косу и Светлогорск. Также хотим использовать натуральные декорации, которые мы сами ни за что бы не построили: Калининград, Гвардейск, Знаменск, Железнодорожный, — уточняет он.
Воплощение детской мечты и возможность расти в родном городе
Кинобум последних лет позволил многим жителям области попробовать свои силы в новой профессии. Калининградский актёр-эпизодник Игорь Цицорин начинал свою кинокарьеру пять лет назад на съёмках фильма «Воин»12+ режиссёра . В этой картине он сыграл роль одного из судей. За последние годы актёр снялся порядка в 17 фильмов и сериалов. Своей самой любимой Игорь называет работу в ленте «Молодой»16+.
— Играл друга (голливудская звезда). Я тоже занимался борьбой, и он для меня всегда был кумиром: чемпион UFC, первый русский медведь в Америке. Никогда не думал, что хоть и в кино, но скажу ему: «А чё ты уставился на меня?» — рассказывает Цицорин.
Еще одной заметной ролью актёр называет работу с в сериале «Налёт»16+, где он также сыграл приятеля главного героя. А в сериале «Жёлтый глаз тигра»16+ Цицорин исполнил роль представителя президента РФ.
— Мне эту роль предложили за 30 минут до начала съёмок. Позвонили и сказали: «Срочно, можешь?» Приезжаю, дали три страницы текста, а нужно же ещё вжиться в героя, — смеется он.
Последней своей работой актёр назвал сериал «Кесарь»16+, в котором он снимался в августе. Съемки уже прошли на Куршской косе и в Калининграде и продолжатся в начале сентября. Говоря о заработке актёра эпизода в Калининграде, Цицорин называет вилку от 3 до 15 тысяч рублей. Массовке платят в среднем от 500 до 1 тысячи за съёмочный день.
Еще одна калининградка — Екатерина Мирошникова — тоже отметила небывалый рост производства большого кино на территории области. В её окружении много знакомых, снимавшихся в известных фильмах. Сама она получила эпизодическую роль, когда работала на местном телеканале и решила попробовать себя в качестве актрисы. После кастинга Мирошникова попала на съемочную площадку сериала «Преступление».
— Нам с коллегой была интересна киноиндустрия, и мы как журналисты решили приехать на пробы. Я познакомилась с московским кастинг-директором, которая занималась подбором актеров для «Преступления». Им очень понравилась наша игра, и они даже переписали роль журналиста-мужчины, расследующего преступления, под меня. Роль была полноценная, со словами, я появилась в нескольких сериях, всего было четыре-пять съемочных дней. Вместе со мной на площадке работали кинозвёзды — , , , — рассказывает она.
Режиссёр-постановщик собственного YouTube-канала Денис Череухо также успел поработать актёром массовых сцен в нескольких известных картинах, снимавшихся в Калининграде. Он полагает, что обновлённые рибейты помогут ему обрести больше кинематографического опыта.
— У меня уже есть опыт участия, актёрский, в съёмках больших проектов — «Воин», «Порт»12+, «Психология преступления»16+ и других. Помимо того, я снимаю скетчи для своего канала на YouTube и заодно пробую себя в роли сценариста и режиссёра. Это очень удобно — быть в резерве специалистов, который сейчас формируется Кинокомиссией, и при первой возможности участвовать в проектах. В Калининграде явно мало практики в области кино или сериалов, чтобы получить подобный опыт, необходимо ехать в Москву или Питер, это неудобно. Надеюсь, с нововведениями по рибейтам шансы пройти практику в больших проектах увеличатся, — говорит Череухо.
А студентка пока только мечтает попасть в большое кино. Она изучает кинематограф и управление в кинопроизводстве и подрабатывает волонтёром на кинофестивалях.
— Моей детской мечтой была работа на киноплощадке. Сейчас появляется отличная возможность воплотить мечту в реальность — поучиться у настоящих профессионалов и поработать в моём родном и любимом городе. Надеюсь, что удастся на практике прикоснуться к кинопроизводству, что будет невероятная атмосфера в команде, много творчества, позитива и активности. И к вечеру — только приятная усталость и полное удовлетворение от своей деятельности. Как студентка, могу сказать: хорошую практику найти достаточно тяжело. И новое постановление о рибейтах даёт отличный шанс получить «живой» опыт, который не возьмёшь ни из одного учебника. И, конечно, это возможность зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями, — поясняет Александра.
, Что снималось у нас в области за последние 5 лет, ФИЛЬМЫ,
«Ученик»
Выход: 2016 Режиссер: Жанр: драма В главных ролях: Юлия Ауг
Съемки драмы по мотивам немецкой пьесы, спектакль по которой Кирилл Серебренников уже ставил ранее в своем театре, проходили в августе 2015 года в Калининграде и Балтийске.
«Чужой дед»
Выход: 2017 Режиссер: Жанр: драма
Фильм о махинациях черных риелторов и одиноком пожилом человеке, которого играет Народный артист СССР Василий Лановой. Часть съемок проходила в музее-квартире Altes-Haus.
«Золотая парочка»
Выход: 2018 Режиссер: Жанр: детектив, мелодрама В главных ролях: Не путать с созвучной «Золотой перчаткой»! Неудавшийся комедийный детектив о семейном тандеме воров, приехавших в Калининград и нацелившихся на наш Музей Янтаря.
«На Париж»
Выход: 2019 Режиссер: Жанр: историческое приключение В главных ролях: Рената Литвинова
Фильм с большой плеядой известных актеров, вышел в кинотеатрах в мае 2019 года, и был холодно встречен зрителями. Но руины полуразрушенного Кёнигсберга и разбитые после войны дороги были показаны достоверно.
«Цой»
Выход: 2020 Режиссер: Жанр: драма, биография
В главных ролях: Евгений Цыганков Самый свежий фильм, снятый в Калининграде, премьера которого была намечена на сентябрь 2020 года. Совместное производство России и Латвии, а в режиссерском кресле – Алексей Учитель, который задумал снять фильм не о самом , а о человеке, который оказался за рулем автобуса в тот злополучный день, когда случилась авария
, СЕРИАЛЫ,
«По законам военного времени»
Выход: 2015-НВ (4 сезона) Режиссеры: , Жанр: военная драма В главных ролях: Сериал о событиях в Киевском укрепрайоне в 1941 году. Последний сезон снимался по большей части в Черняховске. Выход на ТВ был приурочен к 75-ой годовщине победы.
«Налёт» Выход: 2017 (1 сезон) Режиссер: Жанр: криминальный боевик В главных ролях: Владимир Машков Российская адаптация культового французского сериала с одноименным названием. Снимался по заказу 1 канала. Съемки проходили на порту в Калининграде и на двухъярусном мосту.
«Преступление» (2 сезона) Выход: 2017 – НВ Режиссеры: , В главных ролях: Дарья Мороз Жанр: детективная драма Является ремейком датского сериала «Убийство» (2007-2012). Съемки второго сезона завершились в Калининграде зимой 2019 года, на данный момент премьера на ТВ еще не назначена.
Мини-сериал «Черные бушлаты» Выход: 2018 (4 серии) Режиссер: Жанр: военная драма В главных ролях: И снова по сюжету 1941 год, но в центре – Северный флот. Балтийское море здесь изображает Баренцево, а Калининград, соответственно, адаптировали под Мурманск.
«Желтый глаз тигра» Выход: 2018 (1 сезон) Жанр: криминальный боевик Режиссер: В главных ролях: Павел Прилучный Один из сериалов на тему янтарной промышленности. В кадрах фигурируют дюны, Куршская коса и город Янтарный. А сюжет переносит нас в Советское, но уже послевоенное время.
«В клетке» (2019) Выход: 2019 (1 сезон) Режиссер: Жанр: криминальная драма В главных ролях: Павел Прилучный
Противоречивый сериал о подпольных боях без правил и семейных ценностях, насколько нам известно, так и не вышел на ТВ. Премьера состоялась на платформе Start. Большая часть съемок проходила в Калининграде и в игровом комплексе «Собрание».
«Андреевский флаг» Выход: 2020 Режиссер: Виталий Воробьев Жанр: военная драма В главных ролях: Премьера на 1 канале состоялась в июле этого года. Сериал о Балтийском флоте снимался в Калининграде и Светлогорске, а одной из локаций был небезызвестный Янтарь-Холл.
Фильмы,Вики Кристина Барселона,На Париж,В клетке,Живой,Курьер,Золотая парочка,Ученик,Преступление,Воин,Живое,Александра Тюфтей,Арсений Робак,Прохор Дубравин,Софья Озерова,Марьяна Спивак,Евгений Воловенко,Максим Василенко,Иван Самохвалов,Карина Андоленко,Иван Лапин,Артур Ваха,Мурад Алиев,Виталий Воробьев,Владимир Юматов,Максим Мехеда,Александр Робак,Сергей Саркисов,Агата Муцениеце,Артем Аксененко,Александр Кириенко,Дмитрий Миллер,Марк Горобец,Петр Скворцов,Евгений Стычкин,Катерина Шпица,Агния Кузнецова,Александр Паль,Карен Оганесян,Елена Проклова,Лукерья Ильяшенко,Борис Щербаков,Александр Панкратов-черный,Валерия Ланская,Дмитрий Певцов,Андрей Силкин,Василий Лановой,Сергей Маковецкий,Виктория Исакова,Дарья Мороз,Олег Тактаров,Андрей Смоляков,Федор Добронравов,Павел Прилучный,Михаил Ефремов,Сергей Виноградов,Александр Горшков,Кирилл Серебренников,Владимир Машков,Анатолий Васильев,Федор Бондарчук,Виктор Цой,Алексей Учитель,Екатерина Климова,Владимир Епифанцев,Игорь Верник,Денис Шведов,Евгений Чернышев,Паулина Андреева,