"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
По словам одной из актрис (по ее просьбе не называем имя), — "за каждым не уследишь, да никому это и не надо, разговор может идти только о личной ответственности. И как раз с этим была проблема". И она права. Не может народ на Кинотавре не общаться. Не может. Такого масштаба кинофестиваль, впрочем, как и все другие, – это, прежде всего, коммуникационная площадка, где рождаются идеи, где решаются горячие вопросы, связанные с киноиндустрией в целом. Перечислить все, чем наполнен и даже переполнен Кинотавр, не представляется возможным. Но всем известно, что это самый главный национальный кинофестиваль России, как же без него двигаться кино? Но беда случилась. Режиссер Александр Молочников признался, что заразился коронавирусом в разгар фестиваля Кинотавр. Также он сообщил об уходе на самоизоляцию нескольких артистов спектакля "Бульба. Пир", чей тест на COVID-19 оказался положительным. Постановщик уточнил, что диагноз ему поставили 16 сентября, а до этого он прошел по красной дорожке на церемонии открытия и присутствовал на показе своего фильма "Скажи ей". Александр Молочников. Фото: gq.ru "Я хочу извиниться перед всеми, с кем контактировал на "Кинотавре". Дело в том, что, почувствовав себя нехорошо в первый день приезда, я вызвал врача. Также я получил тест из Москвы, который оказался отрицательным. Врач сказал, что у меня, наверно, переутомление, и поэтому я пошел на свое кино", — сказал режиссер в видеообращении, опубликованном в Instagram. Ревизор. ru выражает надежду, что участники Кинотавра не заболеют... В составе жюри под председательством Бориса Хлебникова, не единожды отмеченного призами "Кинотавра", работали известные артисты Владимир Вдовиченков и Оксана Фандера, оператор Федор Лясс (участвовал в съемках нашумевшего "Хардкора" и сериала "Оттепель"), продюсер Екатерина Филлипова, чьи картины имели успех на кинотаврах прошлых лет, режиссер Нигина Сайфуллаева , отмеченная на "Кинотавре 2019" "специальным дипломом жюри "За безграничную веру актеров в режиссера", телеведущая Дарья Златопольская. Борис Хлебников. Фото: ruspekh.ru Кинотавр подвел итоги (читайте на портале Ревизор.ru) , но невозможно не вернуться к открытию кинофестиваля, к фигуре Андрея Хражановского, получившего награду с формулировкой "за выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино". И именно так. Режиссер с невероятной аккуратностью, чувством стиля и жанра совмещает анимацию с документальными кадрами и актерской игрой. Вспомните картину Андрея Юрьевича "Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину", в которой внутри насыщенной анимации присутствовали Бродский (Григорий Дитятковский), его родители Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский и другие артисты. "Нос, или Заговор "не таких". Кадр. Фото: streammovies.gowatch.website На этот раз Мастер показал свою новую работу –"Нос, или Заговор "не таких". Долгожданную работу. По признанию Хржановского, "Нос"— это его вымученный проект. Лет сорок с лишним назад, если не больше, он жил с мыслями о фильме "Нос". И когда загорелся этой идеей, отправился к Шостаковичу в поисках одобрения на экранизацию его оперы "Нос". По словам Андрея Юрьевича, Шостакович был не против, ему нравились такие эксперименты. Но временя были сложные, разные житейские обстоятельства помешали проекту осуществиться. И вот – случилось! Конечно, от того замысла осталось не так много. "Нос" осовременен, актуален. В трех частях фильма много героев, они взаимодействуют друг с другом, так и происходило на самом деле, в той жизни. Гоголь, Шостакович, Мейерхольд, Булгаков, Пушкин, Эйзенштейн, Сталин... Есть живопись Филонова, учеником которого в своре время был отец режиссера — замечательный художник Юрий Хржановский. В фильме чередуется, совмещается анимация с документальными кадрами. Есть диалог Путина с Мединским. В реальности и анимации. Андрей Юрьевич на материале Гоголя собрал трагические листки истории в одну большую кинокнигу под великую музыку Шостаковича. В финальных кадрах — тюремные фотографии с узнаваемыми лицами. Это загубленные Сталиным выдающиеся артисты, писатели, режиссеры, ученые... Они перед вашими глазами, крупным планом , анфас, профиль и через минуту уплывают в вечность. Художественная загруженность, нет, скорее плотность изображаемого и текстового материала так внушительна, что хочется посмотреть фильм еще и еще раз. Главный приз Кинотавра получил Дмитрий Давыдов (из Республики Саха) за фильм "Пугало". Главная героиня картины — аутсайдер, живет одинокой, пьяной и грязной жизнью. Кому такая ведьма нужна? Никому. Но только она способна помочь безнадежному больному. Прижмется, пошепчет... "Пугало". Кадр. Фото: kino-teatr.ru Режиссер Дмитрий Давыдов работает директором школы в селе Амга, раньше там же преподавал. Все свободное время посвящает съемкам фильмов. И сценарии пишет сам. На свой последний фильм "Пугало" денег у государства не брал. Фильм снял за полтора миллиона, дней за 15. Режиссер ничего не придумывает. Он фиксирует жизнь людей в трагедии. Его истории – истории о больных, потерянных людях. О тех, кого мы могли бы знать, может и знаем, о наших современниках. Первый фильм Давыдова "Костер на ветру" — о душевных страданиях старика, сын которого покончил собой в тюремной камере. Во второй картине "Нет бога кроме меня" — режиссер отважно "наблюдает" за сыном, мать которого болеет Альцгеймером. "Пугало" снято в аскетичной манере, сухо, скупо и пугающе красиво. Жгучая, холодная, давящая красота. В фильме играют не только профессиональные артисты. В главной роли — не актриса, дебютант в кино Валентина Романова-Чыскыырай. Она по профессии — певица, исполнительница этно-музыки. Поет в Театре эстрады, заслуженная артистка республики. В "Пугале" — Валентину вряд узнают даже близкие знакомые. Ее героиня чем-то напоминает Бесс из "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Четкая актерская работа, слепленная руками режиссера. Говорят, что по поводу этой картины "Пугало" члены жюри не спорили. Единогласно.