"Доктор Лиза", "Скажи ей" и другие открытия "Кинотавра"
В Сочи завершился 31-й кинофестиваль "Кинотавр". Из-за коронавируса он был перенесен на сентябрь. Кинокритик The City Егор Москвитин провел неделю на главном российском кинофестивале. В первой части обзора мы уже рассказывали о победителях "Кинотавра" – фильме "Пугало", получившем Гран-при, лентах "Китобой" (приз за лучшую режиссуру) и "Маша" (приз за лучший дебют). Во второй части расскажем о других картинах, вошедших в конкурсную программу "Доктор Лиза" Взявший приз зрительских симпатий байопик от Оксаны Карас. Героиня – Елизавета Глинка, но вместо того, чтобы объять (а это именно фильм-объятие, согревающий и утешающий) необъятное и охватить всю жизнь Доктора Лизы, картина документирует один день. И вместо пресного жития святой его сюжет внезапно напоминает криминальный триллер, фильм-катастрофу и фильм-гонку. Героиня постоянно пытается кого-то спасти, носится по Москве так, как будто ради нее расступаются пробки, но с первых минут ее преследует антигерой – сотрудник ФСКН в исполнении Андрея Бурковского. Результат – динамичное кино, которое вплоть до финальной реплики героини более чем успешно сопротивляется собственной (неизбежной) сентиментальности. Сильный, побуждающий к участию в благотворительности фильм. "Хандра" Симпатичный коллективный портрет поколения тридцатилетних ребят, которые по Москве на шагают, а шатаются, о чем и предупреждает гениальный слоган. Фильм напоминает эпизод "Друзей", внезапно осознавших свою смертность и принявшихся страдать от депрессии, синдрома самозванца, страха неуспеха и прочих возрастных болячек. Как и ее герои, "Хандра" не всегда знает, чего хочет, и то разгоняется, то замедляется. Но если вы тридцатилетний олух из Москвы (сверстники из других городов скажут: "С жиру беситесь" – и будут правы), то это обаятельное кино вполне заменит вам один сеанс у психотерапевта. "Скажи ей" На удивление хороший, цельный и легкий фильм от Александра Молочникова, чьи "Мифы о Москве" были хоть и харизматичными, но сумбурными. В этот раз история вышла абсолютно голливудской: папа с мамой (Артем Быстров и Светлана Ходченкова) расходятся, ребенок (поразительный 13-летний дебютант Кай Гетц) мечется между родителями. Из Петербурга 90-х его перевозят в Америку, а потом он устает быть объектом событий и становится субъектом. Нежный и грустный роман воспитания с красивой картинкой, драйвовой музыкой, складным сценарием и сильнейшим актерским ансамблем. А еще это немножко "Брачная история", "Середина 90-х" и "Дикая жизнь". "Город уснул" Впервые показанный еще на Берлинале дебют Марии Игнатенко из Московской школы нового кино. Выразительная драма о последствиях шока и травмы: моряк сходит с корабля, узнает о смерти возлюбленной, а дальше начинается странное – весь мир вокруг вымирает и растворяется в ледяном сне. У фильмов МШНК особый визуальный ряд и свои методы выражения чувств героев через окружающее их пространство, и в то же время у них есть проблема – они все похожи. Но если выбрать из них только один, то "Город уснул" – отличный шанс понять эстетику и этику востребованной на фестивалях школы. "Вмешательство" Эротическая драма о девушке в красной шапочке, которую норовят растерзать все мужчины вокруг: от вспыльчивого гопника-бойфренда до респектабельного лысеющего кардиолога из больницы. Как и в "Близких" (предыдущей – дебютной – картине режиссера Ксении Зуевой), во "Вмешательстве" поражает концентрация психологического насилия в кадре. Героев в этой вселенной начинают истязать будто бы с самого детства, и главными садистами оказываются матери и отцы. Но смотреть одно и то же во второй раз уже скучно, и двухчасовой фильм, несмотря на героическую самоотдачу Чиповской, рассыпается на глазах. Но в большое будущее Ксении Зуевой после него все равно веришь. "Кто-нибудь видел мою девчонку?" "50 оттенков серого", только про русскую кинокритику 90-х. Кино пошлое, но привлекательное. А могли бы получиться отечественные "Мечтатели", потому что союз киноведа Сергея Добротворского и Карины Добротворской (он в середине девяностых умер от передозировки, а она стала первым человеком в российском Conde Nast и написала о покойном супруге книгу) – это и правда удивительное исследование чувств между мужчиной и женщиной, рожденных из общей страсти к кино. По сути, любовный треугольник, или полиаморный брак, в который то и дело заглядывали в качестве сексуальных партнеров условные Годар и Ардженто. Но фильм, увы, оказался графоманией, хоть и страшно красивой. Зато во всех ролях – отличные актеры: Чиповская, Исакова, Шалаева, Борисов, Горчилин.