Сергею Бондарчуку - 100: как режиссер работал над своими картинами
Режиссер обрел мировую славу, но этого будто не замечал, отдавая всего себя съемкам. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых прославленных советских кинематографистов Сергея Бондарчука. Он уже в семь лет знал, чем будет заниматься в будущем. Бондарчук придумал игру: склеивал листы бумаги в единую ленту, рисовал яркие картинки и прокручивал за стеклом банки кадры, придуманных им фильмов. Выходец из простой крестьянской семьи выучился на актера и удачно дебютировал на экране. Но мировую известность Бондарчуку принесли режиссерские работы. Первый его фильм «Судьба человека», в котором Бондарчук сыграл и главную роль, стал событием. Следующий - «Война и мир» - завоевал премию «Оскар». Снятые в 60-е годы прошлого века батальные сцены для киноэпопеи по роману Льва Толстого до сих пор поражают размахом и масштабностью. Они вошли в историю кино. Спустя годы, Сергей Бондарчук, усложнив правила своей детской игры, а вместе с ней заразил и профессией своего сына - Федора. «Вот многокомпозиционные две картины - ад и рай. Расскажи, проведи мне историю - с чего ты начнешь, чем ты закончишь. Где ты остановишь мое внимание? Невероятная игра, это жутко интересно, потом это каким-то чудесным образом всплывает в профессии», - рассказал режиссер Федор Бондарчук. О том, какая судьба человека на войне, Сергей Бондарчук знал не только по киносценариям и книгам. В июле 1941 года он оставил Грозненский театр и ушел на фронт рядовым. Бондарчук сражался под Армавиром, Моздоком и Ростовом. Поэтому 15 лет спустя, закончив ВГИК, взялся за свой режиссерский дебют, картина и получилась такой пронзительной. Она впечатлила даже самого Шолохова, хотя изначально писатель не верил в успех ленты. Много ли таких режиссеров, кто сейчас пользуется раскадровкой? Сергей Бондарчук перед тем, как приступать к новому фильму, не просто прописывал каждый кадр. Работая над киноэпопеей «Война и мир», он создал более сотни эскизов и картин. Уж не говоря о том, как тщательно готовился к работе: десять лет изучал литературу, историю, моду начала XIX века. Потом еще 6 лет потратил на съемки. «Он очень был придирчив к мелочам, все должно было соответствовать действительности. Я представляю, сколько приходилось трудиться людям, которые работали с ним на “Войне и Мире”. Знаете, сейчас когда показывают битвы, бои, я понимаю, что это компьютер, я это вижу. Но как снято Бородинское сражение! Это же надо изучать», - рассказал народный артист РФ Валерий Баринов. Некоторые сцены снимали с вертолета. Чтобы показать масштаб Бородинского сражения, на высоте 300 метров закрепили металлические тросы и пустили по ним камеру. Как работает Сергей Бондарчук приезжали смотреть и лучшие советские режиссеры. «Там же была задействована действующая армия. И ходил даже такой анекдот: солдат пишет домой письмо “Мама, я уже третий год служу у Бондарчука”», - рассказал народный артист РФ Борис Щербаков. В 1969 году картина «Война и Мир» получила «Оскар». Но Бондарчук не полетел за ней. Ведь уже вовсю шла работа над советско-итальянским фильмом «Ватерлоо». «Ни разу мы об этом не разговаривали с папой, об успехе не разговаривали. Все приходило в картинках и фотографиях. Я это понимал. Например, парижская премьера “Войны и мира” производит впечатление – там, как змеи, такие очереди в кино», - рассказал режиссер Федор Бондарчук. Сергей Бондарчук обрел мировую славу, но этого будто не замечал, отдавая всего себя съемкам. Он трудился с утра до ночи. Ему не было и 50 лет, а он уже пережил два сердечных приступа и клиническую смерть. Сердце у него болело не только за свои фильмы, но и за близких, коллег по цеху. Когда на съемках картины «Они сражались за Родину» умер его друг Василий Шукшин, то режиссер сказал: «Я бы сжег все пленки, если бы Васю можно было воскресить». На Мосфильме еще есть люди, которые помнят, как он вытаскивал других из передряг, выбивал для актеров квартиры, как умел к месту пошутить, разрядить напряженную обстановку на площадке. «Он был очень веселый человек. Пришел как-то, всю свою гриву волос сцепил резинкой. Я говорю: “А что это с вами? Что это вы так преобразились”. А он на меня так посмотрел и говорит: “А хиппую, как ты”», - рассказал режиссер, народный артист РФ Сергей Соловьев. В 1980 годы, когда началась перестройка Бондарчука упрекали зачем он снимает фильм о революции. На V Съезде кинематографистов работы ведущих советских режиссеров объявили пережитками эпохи застоя. А Сергея Бондарчука, - человека с мировым именем, - оставили без работы. Но он не сел на диван, без дела - вспоминает его внук - оставаться не мог. «Он писал картины, он вырезал какие-то фигурки из дерева, чего только не делал. Я его помню как очень задумчивого такого человека, которого не хотелось беспокоить, потому что было видно, что он всё время о чём-то размышлял, ходил с четками, перебирал четки, о чем-то думал», - рассказал внук, актер Константин Крюков. Сергей Бондарчук, знавший и любивший Шолохова, мечтал снять «Тихий Дон». В 1990-е годы денег на новую картину найти было негде. И их дали итальянские продюсеры, но на своих условиях: привели иностранных актеров, не позволили режиссеру самому сесть за монтаж. Только в 2006 году его сын закончил эту работу в память об отце.