Каннский кинофестиваль, отмененный весной из-за пандемии, все-таки пройдет, но в сильно сокращенном формате. Как сообщила пресс-служба фестиваля, в конце октября за три дня хотят показать всего четыре из 56 фильмов официальной программы 2020 года. Также представят отобранные для конкурса короткометражки и картины молодых режиссеров в рамках программы Cinefondation. Главный приз вручать не будут. Есть ли смысл в таком киносмотре? Любой фестиваль лучше, чем его отсутствие, считает кинокритик проекта The City Егор Москвитин. — Как интересно заметил на «Кинотавре», который прошел вопреки всем прогнозам, его президент Александр Роднянский, если фестиваль не проходит, какие-то фильмы не звучат, события не происходят, имена не открываются, в итоге мы остаемся с пробелом, который не показывает, что было важным в этом году, о чем переживали кинематографисты, за что боролись, во что верили. То, что будет всего лишь несколько фильмов вместо 56, конечно, обидно, но это все еще интереснее, чем ни одного фильма. Непонятно, почему не будет присуждена «Золотая пальмовая ветвь», потому что все-таки значок «Золотая пальмовая ветвь» — это тот ориентир, который определяет кинопроцесс на год вперед. — Вы бы поехали на такой фестиваль? — Ради четырех фильмов — не поехал бы, но я бы обязательно отобранные фильмы посмотрел, потому что это та экспертиза, которой всем имеет смысл доверять. — Нет ли риска, что все так подумают: зачем ехать на четыре фильма? — Я думаю, что так, скорее всего, и будет. Сам формат фестиваля не предполагает какого-то большого количества гостей, это будет скорее такой сигнал, чем приглашение. Традиционно Каннский кинофестиваль проходит в мае. В этом году о его отмене официально объявили за неделю до старта. Отобранные на конкурс фильмы оргкомитет решил показать на других фестивалях. В начале сентября прошел Венецианский кинофестиваль — со строгими коронавирусными ограничениями: ежедневная термометрия, сокращенное количество мест в залах, предварительная онлайн-резервация билетов. Публика не могла занимать места возле красной дорожки. Нельзя было брать автографы и фотографироваться со звездами. В программе Венецианского киносмотра было около 60, а не 80 фильмов. Для тех кинематографистов, которые не смогли приехать из-за ограничений, организаторы проводили презентации и конференции онлайн. Почему Каннский кинофестиваль не пошел по тому же пути? Сейчас происходят отработки разных моделей, говорит киножурналист Марина Латышева. — Я за любой кипиш. Разные фестивали пробуют разные варианты. Это лучше, чем когда Каннский фестиваль тянул до последнего и потом отменил в последний момент. Пусть пробуют хотя бы так — три дня, в следующем году они намерены провести в срок, хотя никто не знает, что будет в следующем году. Не уверена, что мне понравился бы такой трехдневный Каннский фестиваль, это странно выглядит, но посмотрим опыт — любой сейчас нужен. — Вы бы поехали на этот фестиваль, учитывая, что там всего четыре картины? — Если бы у нас уже открыли границы, я бы уже куда-нибудь поехала. — Почему решили не повторять венецианский опыт — со всеми мерами, но более масштабно? — Я пока не знаю, я хочу посмотреть, как будет проходить Московский фестиваль, не хотелось бы раньше времени комментировать. Мне интересно, как они будут соблюдать все меры, что они будут делать, сколько будет народу. По плану 42-й Московский международный кинофестиваль должен открыться послезавтра, 1 октября. Как уже объявили организаторы, в холлах кинотеатра «Октябрь» — основной площадки киносмотра — будет не более 200 человек. В залах намерены строго соблюдать шахматную рассадку. Звездная дорожка будет, но без фан-зон и зрителей.