Известный сценарист Виктор Мережко «воскресил» в период пандемии Высоцкого, Смоктуновского, Папанова 

Известный сценарист Виктор Мережко «воскресил» в период пандемии Высоцкого, Смоктуновского, Папанова
Фото: Краснодарские известия
— Вам, сельскому парню, удалось пробиться на большой экран. Но сейчас время другое. Возможно ли такое сегодня?
— Когда человек не верит в завтра, он теряет будущее. Я, простой парень, родился на хуторе в Ростовской области. Мы жили очень бедно, голодали. Однажды мама послала меня просить милостыню. У меня был аккордеон — отец привез с фронта. Пошел и наяривал «Цыганочку», «Светит месяц», «Краковяк». Кто-то подбрасывал в шапку денег, безрукие и безногие фронтовики танцевали, благодарили меня. Никогда не унывайте, двигайтесь только вперед.
— Что важнее для успеха: знакомства или талант?
— Талант — понятие условное. Это одаренность, помноженная на трудолюбие. Я очень хотел быть артистом кино. После 10-го класса поехал поступать в театральный институт им. Карпенко-Карого, но меня не приняли: не знал «украинску мову». Пришлось поступить в Львовский полиграфический институт. Поэтому и во ВГИК я попал лишь с третьего захода. В те времена, пока не отработаешь по направлению, никуда не брали. Но все-таки я добился своего.
Отец меня очень ругал: для него кино было дело темным. И только когда он посмотрел «Зареченских женихов», обнял и сказал: «Витя, извини, сынок, я был неправ». А когда я учился на третьем курсе, по моему сценарию Виктор Грезь снял «Слепой дождь» и получил за него Золотую нимфу в Монте-Карло. Так все и началось. Так что надо брать курс и держаться его.
— На что пошли ради этого?
— Фактически на преступление. У меня не было прописки в Москве. И хотя я очень любил свою жену, вынужден был решиться на фиктивный брак. Сошелся с женщиной, которая меня прописала Москве, и изображал папу ее дочки. Окна домоуправления выходили во двор, и я для достоверности каждый день водил ее гулять. А у Веры, фиктивной жены, был муж Гена, все время подшофе. И он постоянно хотел мне морду набить. Через год я снова сошелся со своей Тамарочкой. И когда наконец получил свою квартиру, у меня пошли фильмы , «Одиножды один», «Трын-трава», в общем, поперло.
А случаи бывают разные…
— У вас все сюжеты «про себя»?
— По-разному. Чаще фантазия работает, но и личное, бывает, вставляю, из прожитого. Михалков заставил меня писать для Балаяна. Я не хотел: Роман мне не нравился. Он всегда разговаривал высокомерно, как будто одолжение делал. Тогда он в Киеве, на студии Довженко, голодал. Балаян приехал ко мне в Москву, и я его спрашиваю: «О чем ты хочешь, чтобы я написал сценарий?» Он отвечает: «Обо мне. Я из Нагорного Карабаха, и мне часто снится, как я ночью стою на горе, а потом прыгаю и лечу как орел. Но падаю, просыпаюсь и вижу, что опять в дерьме: жена ругается, есть нечего, дети плачут». Я взял в абсолютную модель своего старшего брата Володечку.
Когда Балаян прочитал сценарий, позвонил мне и говорит: «Что ты, извини, за г.вно написал?! Придумал дурака какого-то. Не знаю, кому это нужно будет». Я ему, мол, не нравится, на  отдам. Там тогда платили хорошие деньги — за сценарий 6000 рублей, да еще столько же потиражных. «Волгу» можно было в то время за 10 тыс. рублей купить, мою кооперативную квартиру, в которой я сейчас живу в Москве, за 9,5 тыс. рублей. Я был самым богатым сценаристом Советского Союза. И еще .
Через время Балаян передумал.
— Говорят, вы тогда с Михалковым из-за главной роли поссорились?
— Да, я главную роль писал на Никиту. А Роман на нее Янковского предложил. Интуиция у него на героев была удивительная. Я спросил: почему не Никиту? А он говорит, что у того глаз бычий, Михалков слишком здоровый и наглый, а нам нужен рефлексирующий типаж. А Олег тогда упирался, не хотел на студии Довженко сниматься, тогда там худшие в Союзе фильмы снимались. Говорил, лучше в «Монгол-кино» пойдет. Но сценарий попросил на служебный вход Ленкома завезти.
На следующий день он поехал сниматься в «Собаке Баскервилей» и оказался с Михалковым в одном купе. Зашел и закричал: «Мережко — гений, такой сценарий написал! Такую роль мне предложил!»
На премьеру «Родни» в Яичном зале, который вмещал 100 человек, Никита, хитрый мужик, пригласил человек 200, чтобы толчея была, чтобы не все смогли попасть. Олег подошел ко мне, обнимает, хвалит, а я ему: «Не ори, Михалков же рядом». «Витя, спасибо тебе большое, я все знаю» — ответил Михалков и обиделся. Но потом мы помирились.
— Какой ваш самый смелый поступок?
— Мне Сагалаев предложил стать вице-президентом канала ТВ-6. Только сам за лицензией боялся ехать: переживал, что пристрелят по дороге. Пока он прятался в моей квартире, я ее получил. На канал претендовал , а мы с ним были на ты. Сейчас там МАТЧ ТВ, не люблю этот канал. Пустым кажется.
Найти своего героя
— А что смотрите?
— По ТВ — ничего. Я даже написал сценарий для своего сына, режиссера, называется «Веселая дорога в ящик». Ящик — это ТВ. Вспомнил свои годы, жизнь Юрий Николаева — он «Утреннюю почту» вел. Получилась криминальная, достаточная смешная история. Еще придумал историю «Убить продюсера». Там я воскрешаю Юматова, Папанова, Высоцкого, Смоктуновского, Брагинского и переношу их в сегодняшний день. Сначала они нищенствуют, сидят без работы, но потом доказывают, что они — настоящие мастера. Ну не Дюжев же какой-то мастер!
— О чем мечтаете?
— Снять «Красный Дон» по своему одноименному роману. Я же казак и патриот своего края. О судьбах казачества во время Великой Отечественной войны никто не писал, даже Шолохов.
— А казаков, воевавших на стороне захватчиков, покажете?
— У меня есть герой, который служит немцам. Он погибает сам.
— Какая награда у вас самая ценная?
— У меня их нет. В Карловых Варах за роль сельского дурачка Фильки в «Диком пляже» получил награду — приз за лучшую мужскую роль. Но я ее так и не увидел, вроде забрала режиссер Наташа Киракозова. А сейчас, чтобы на фестивале награду получить, нужно наше прошлое опустить в грязь. Обойдусь. Признание для меня — это ваше внимание. Приятно, когда подходят, пожимают руку, берут автограф. Неделю назад звонил Марк Варшавер: в Ленком берут мою пьесу.
— Как вы относитесь к новым требованиям Оскара: обязательному присутствию ЛГБТ и расовых меньшинств?
— Это ненормально. Это растление всей планеты. Я этого понять и принять не могу. Раз они ставят такие условия, давайте создадим свой Оскар.
— Сейчас большой прокат в России имеют зарубежные фильмы. Что надо сделать, чтобы зрители пошли на наши?
— Пока государство не скажет, что нужно делать кино, а не бабки делить, ничего не изменится. Сейчас российское кино в глубокой яме: оно есть, но его… нет. Необходимо забыть об американских шаблонах. Нам нужно делать героем своего человека — русского, бурятского, якутского, показывать в фильмах традиционно положительные явления нашей жизни. У нас же своя богатая культура, интересные традиции. Все это было в советском кино, но мы потеряли. И, к сожалению, профессия сценариста сейчас нивелируется. Сериалы, особенно те, что на платформах телефонных компаний, — это такой мусор, из которого уже не выбраться.
Какая самая большая удача?
— Папанов мне помог поставить телефон, он кричал на начальника телефонной станции: «Вы понимаете, что великий русский писатель сидит дома без телефона? Да ему звонят со всего мира!» Он врал, конечно, но делал это с умом. И вот однажды раздался звонок: «Виктор, здрасьте! Это !» Я просто подпрыгнул от счастья. Он попросил меня написать сценарий для фильма и дал вырезку из газеты. В ней описывалось, как мать на чердаке прячет сына-дезертира. Так я стал писать сценарий к фильму «Трясина». После съемок мы подружились с Мордюковой. Ох, и характер был у кубанской девушки! Она попросила: «Витька, напиши для меня какую-нибудь комедию, я так устала от трагических ролей!» А я вспомнил свою тещу из Ростова: завивка, немножко золотых зубов во рту, крикливая, шумная. Я наблюдал, как она хочет обратить на себя внимание бывшего мужа-летчика. И написал сценарий достаточно быстро. Нонночка его прочла за ночь. Утром звонит: «Витя, ты хоть понимаешь, дурак, что ты написал! Это надо снимать!» — «А кто возьмется?» — спрашиваю. — «Да лучший режиссер, Никитка!» Михалкова имела в виду. Я тогда второй раз подпрыгнул от счастья. Он уже был мощной фигурой, да и сейчас остается. Немножко в «Бесогон» заигрался, но это дело десятое. Сценарий назывался «Была не была», но Михалков предложил «Родней» назвать. Говорит, мы все тут как родня стали.
Видео дня. Ушедшие из жизни актеры "Ералаша"
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео