Московский кинофестиваль Михалкова стартовал с фильма о расизме с гей-эпизодом
С бразильской картины «Распоряжение» начались пресс-показы ММКФ за день до официального открытия. В фильме Лазару Рамоса речь идёт о решении авторитарного правительства депортировать из страны в Африку всех чернокожих граждан страны. А также о последствиях гонений на них и об их борьбе за свои права. Лента повествует не о реальных, но о гипотетических событиях, однако, очевидно, является прямым месседжем нынешним властям Бразилии: президента Жаира Болсонару оппоненты критикуют за национализм и склонность к расизму. Однако в России актуальность этой проблемы несколько иная. На фоне изменений регламента премии «Оскар» моральную поддержку всякого рода меньшинств у нас принято считать избыточной и даже губительной. В фарватере консерваторов – «бесогон» Никита Михалков, являющийся… президентом Московского кинофестиваля. К чести Никиты Сергеевича, ММКФ не ограничивается фильмами с нравоучениями, соответствующими исключительно его мировоззрению. В последние годы на Московском кинофестивале можно было увидеть всякое. За отсутствие цензуры спасибо, впрочем, нужно говорить не Михалкову, а пёстрой фестивальной команде, возглавляемой программным директором Кириллом Разлоговым. В бразильской ленте московской публике представлены не только расовые проблемы, есть и эпизод с однополой любовью, причём белого и чёрного героев. Эпизод совсем не обязательный с точки зрения сценария. Нельзя исключать, что фильм готовился прокатиться по западным фестивалям, но пути-дорожки занесли его в Россию, где действует закон о запрете пропаганды гомосексуализма (ленту показали на ММКФ, значит, на других кинофестивалях класса «А» она участвовать в конкурсе уже не может). Остаётся только повторить: многие ограничения, действующие в России для демонстрации в публичном пространстве, на Московский кинофест де факто не распространяются. Задать вопросы создателям картины не удалось: пресс-конференции с бразильцами не было, в отличие от румынской конкурсной ленты «Предвыборная кампания», которая оказалась тоже связана с политикой. Речь идёт о циничном и вороватом министре, баллотирующимся в Европарламент в румынской глухомани. Машина политика ломается где-то в полях, и он размещается в доме тракториста, откуда и ведёт избирательную кампанию, используя в своих целях местных трудяг. Фильм мог бы стать неплохой политической комедией, как это бывает на просторах России и Украины (вспомним «Квартет И» и «Квартал 95»), но создатели выдерживают фестивальную меланхолию, чтобы всерьёз показать, что скрывается за красивыми постерами, речами и предвыборными эфирами. Исполнитель главной роли Йон Сапдару – прекрасно говорящий по-русски выпускник ВГИКа – тем не менее сетует, что молодёжь в Румынии не интересуется политикой. Может, именно из-за этого лицемерия и не интересуется? Пресс-брифинг с румынской съёмочной группой проходил в режиме видеоконференции. Первый блин вышел комом: технику для связи настраивали достаточно долго, и в итоге работала она не идеально. На фестивалях прошлых лет режиссёры и исполнители главных ролей конкурсных фильмов представляли свои картины лично. Режим работы ужесточился: журналистам и гостям разрешается сидеть в зале кинотеатра «Октябрь» строго в защитных масках. В четверг вечером пройдёт церемония открытия ММКФ в не менее строгом режиме. Никита Михалков не сможет открыть Московский кинофестиваль: сел на карантин