"Поэт от кинематографа". Главные фильмы Марлена Хуциева

Про Марлена Хуциева часто говорят, что он брал не количеством, а качеством. В его фильмографии — около десяти картин, но каждая передает атмосферу эпохи. В том числе за правдивость и желание показать реальность такой, какая она есть на самом деле, зритель и полюбил его фильмы. В 1963 году режиссер Федерико Феллини приехал на Московский кинофестиваль со своей работой "Восемь с половиной" и попросил о встрече с Хуциевым, добавив, что советский режиссер понимает его. Итальянец очень высоко ценил картины Хуциева и называл его, как рассказал член правления Гильдии кинорежиссеров России Вадим Абдрашитов, "поэтом от кинематографа". "Весна на Заречной улице" (1956) Благодаря этому фильму в советском кино появилось понятие "культовый" — за один год проката он стал абсолютным лидером, собрав у экранов более 30 млн зрителей. Это была одна из самых популярных картин середины ХХ века. В основе — непростая история любви между Татьяной и Сашей. Она — из интеллигентной семьи, читает Блока, слушает Рахманинова, преподает русскую литературу в школе. Он — простой парень, с незамысловатым окружением, работает на заводе. Если задуматься, то современная эпоха подарила нам массу подобных комедийных мелодрам, только вот в этом фильме почти негде смеяться: Саша переживает настоящее душевное перерождение, пытаясь осознать сложное чувство, которое впервые поселилось в его сердце. Этот фильм Хуциев снял сразу после выпуска из института, когда работал на Одесской киностудии. Первоначальный вариант сценария не приняли, тогда он обратился за помощью к своему товарищу по дипломной работе — Феликсу Миронеру. Так родился их творческий тандем. Благодаря этой ленте обратили внимание на съемки Петра Тодоровского, который выступил там оператором. Также там дебютировали будущие великие актеры, а на тот момент — недавние выпускники ВГИКа: Юрий Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин. Главную же роль исполнила непрофессиональная актриса Нина Иванова, которой пророчили большое будущее. Однако артистка вскоре завершила кинокарьеру. "Два Федора" (1958) Еще один фильм, за который режиссеру пришлось побороться, — о вернувшемся после Второй мировой войны Федоре-большом, который решил приютить случайно встретившегося ему мальчишку-беспризорника. Какое-то время они живут счастливо, пока в жизни старшего не появляется Наташа. И хотя девушка всячески пытается завоевать любовь мальчика, тот отвечает ей неприязнью, и отношения в доме разлаживаются. Однажды, особенно обидевшись на взрослых, Федор решает убежать из дома. Этот фильм стал первой самостоятельной работой режиссера. Несмотря на свою молодость (ему на тот момент было 33 года), Хуциев умел распознать талант и на главную роль утвердил Василия Шукшина, для которого она стала первой серьезной работой в кино, а также Тамару Семину. Сначала критики не оценили работу: сказали, мол, в картине слишком много реализма, слишком детально описан быт героев и на экране слишком много лишних деталей. Но для режиссера как раз это и было главной идеей фильма — показать жизни двух разных людей, которые одинаково пострадали от войны. "Застава Ильича" (1964) Лента повествует о трех молодых друзьях-рабочих — Славе, Сергее и Николае. Каждый из них находится в поисках правильных жизненных путей, целей, искренне веря в социализм и светлое будущее. "Застава" стала своего рода исповедью автора, художественным манифестом поколения шестидесятников. Хуциев даже придал ей черты документальности, пригласив на съемки одной из самых ярких сцен поэтического вечера своих друзей Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. К слову, на том вечере читали стихи тогда еще молодые поэты — Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Роберт Рождественский и другие. А Булат Окуджава спел песню "Сентиментальный марш". У этой работы была непростая судьба. Несмотря на патриотизм, руководители партии остались недовольны фильмом. Никита Хрущев считал, что у советской молодежи нет проблем с поиском смысла жизни: "И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенного идеями программы Коммунистической партии!" В связи с этим режиссеру пришлось переснимать целые сцены в фильме, который в итоге стал уже чем-то другим. Первый раз его показали под названием "Мне двадцать лет". Лишь в 80-е было принято решение восстановить картину в первоначальном виде. "Июльский дождь" (1966) Кажется, что персонажи этой картины — повзрослевшие герои "Заставы Ильича". Лена и Володя — влюбленная пара, они занимаются любимым делом, у них много друзей, они счастливы и молоды. Но со временем выясняется, что их отношения смогут вынести не все трудности, а главная героиня, как и многие люди в этом возрасте, пересматривает собственные взгляды и принципы. В итоге она отказывается выходить замуж за молодого человека. Критики отмечают важную особенность этой картины: по мере того, как Лена отдаляется от своего самого близкого человека, в фильме все больше и больше начинают появляться длинные панорамные кадры с Москвой под музыку Баха в исполнении вокального ансамбля The Swingle Singers. Фильм приняли в штыки, ограничив его прокат, а критики довольно жестко высказывались в адрес картины, называя ее затянутой и скучной. К сожалению, этот печальный и поэтичный фильм не всеми был понят, но в то время "на полку" отправлялись и многие шедевры Тарковского, Муратовой, Наумова и других. "Был месяц май" (1970) Действие разворачивается в 1945 году. Идет вторая неделя мирной жизни, советские солдаты по дороге домой останавливаются на ферме богатого немца по фамилии Рашке. Тот с красноармейцами обращается по-доброму, а ночью с семьей уезжает спать к родственникам. Во время одной из прогулок солдаты натыкаются на покинутый концлагерь, а спустя какое-то время ферму посещают трое его бывших заключенных. Они рассказывают страшную правду о владельце хозяйства, после чего героям придется принять непростое решение. Стремящийся к реализму и даже документальности в своих фильмах, Хуциев этот фильм и вовсе начинает и заканчивает кадрами военной хроники под мелодию Mama, которую исполнил оркестр Поля Мориа. К слову, музыка в картине заслуживает отдельного внимания. Оркестровку для многих произведений сделал Альфред Шнитке, который тогда был одним из передовых кинокомпозиторов. Также в ленте использовалась запись Петра Тодоровского, где он исполняет на гитаре итальянский вальс "Память цветов", а документальная хроника в начале фильма звучит под музыку Петра Чайковского. В последние годы вместе со своим сыном Игорем, также выпускником режиссерского факультета ВГИКа, Марлен Хуциев трудился над совместной пьесой об Антоне Чехове и Льве Толстом. Со временем она легла в основу последнего фильма мастера — "Невечерняя", выход которого был запланирован на 2019 год. Но, к сожалению, картина до сих пор не вышла. Кадрия Садыкова

"Поэт от кинематографа". Главные фильмы Марлена Хуциева
© ТАСС