ММКФ в эпоху пандемии: главные фильмы осени
С 1 по 8 октября в Москве пройдет очередной ММКФ, перенесенный из-за пандемии на осень. Организаторы обещают соблюдать все необходимые санитарные меры, в том числе сократить количество зрителей в залах, но посещение кинотеатра все равно несет в себе потенциальную опасность. Для тех, кто все же не боится рискнуть здоровьем ради встречи с искусством, «Профиль» отобрал наиболее интригующие и важные картины фестиваля. «Гипноз» Валерия Тодоровского, основной конкурс Как правило, самые интересные фильмы Московского международного кинофестиваля следует искать не в основной конкурсной программе, а в многочисленных параллельных секциях. Тем не менее каждый год в конкурс включают как минимум несколько заметных российских картин. В этом году одним из таких фильмов станет «Гипноз» мэтра Валерия Тодоровского, который уже 15 октября должен появиться в кинотеатрах, если их к тому времени снова не закроют. «Гипноз» – это психологический триллер о подростке Мише (дебютант Сергей Гиро), который пытается вылечиться от лунатизма с помощью сеансов гипноза у психотерапевта (Максим Суханов). Вскоре сон и явь для героя смешаются, и это затруднит для него расследование исчезновения одной из пациенток гипнолога. За сценарий отвечала Любовь Мульменко, известная, например, по картинам Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» и «Верность». «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, основной конкурс Самый потенциально скандальный фильм ММКФ. «Блокадный дневник» сочинил и срежиссировал Андрей Зайцев («14+»), основываясь на воспоминаниях поэтессы Ольги Берггольц, писателя Даниила Гранина и других блокадников. В картине, как говорят создатели, нет выдуманных персонажей и ситуаций. Героиня «Блокадного дневника», похоронив мужа и подозревая, что скоро сама умрет от голода, идет в феврале 1942 года через весь Ленинград к своему отцу, чтобы попрощаться с ним. Комментаторы трейлера на YouTube оскорблены, увидев в героях не людей, а кровожадных зомби, критики предвкушают появление работы в духе Германа-старшего. «Растворяться» Ким Ки Дука, основной конкурс В Южной Корее Ким Ки Дука обвиняют в насилии на съемочной площадке, в России же адепта экстремальной и изощренной киножестокости и медитативной созерцательности все еще любят. В прошлом году он был президентом жюри ММКФ, в этом стал самым именитым зарубежным участником основного конкурса. Отдав в 2019-м главный приз Московского кинофестиваля казахскому «Тренингу личностного роста», Ким Ки Дук решил и сам поработать с местными актерами в Казахстане, где и снята его новая картина «Растворяться». Постановщик экспериментирует с сюжетом «Принца и нищего», только меняются местами, помогая друг другу, две девушки: одна из патриархальной семьи, другая – свободных взглядов. Кадр из фильма «Растворяться» Astana Film Fund «Человек неунывающий» Андрея Кончаловского, конкурс документального кино Совсем недавно фильму Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» присудили специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале. В ожидании выхода картины о Новочеркасском расстреле в российский прокат на ММКФ можно будет оценить свежую документальную работу мэтра «Человек неунывающий». Как обещает аннотация, это будет «портрет русского человека, составленный из множества образов». Персонажи фильма, простые люди, делают изо дня в день свое дело и никогда не падают духом. Кадр из фильма «Человек неунывающий» Продюсерский центр Андрея Кончаловского «Новый порядок» Мишеля Франко, программа «8 1/2 фильмов» Один из самых громких фильмов недавно завершившегося Венецианского кинофестиваля, завоевавший там Гран-при жюри. Картина неоднократного каннского лауреата, мексиканца Мишеля Франко, продолжает линию недавних фестивальных и зрительских кинохитов о социальном расслоении – «Джокера» и «Паразитов». В «Новом порядке» незваные гости приходят на шикарную свадьбу богачей: в Мексике начинаются протесты, связанные с ростом классовой ненависти. Мишель Франко называет «Новый порядок» фильмом-предупреждением. Кадр из фильма «Новый порядок» Teorema Films «Еще по одной» Томаса Винтерберга, программа «Фильмы, которых здесь не было» Картина, которую включили в программу не состоявшегося Каннского фестиваля. Профессор истории, психолог, экономист и учитель физкультуры решают проверить на практике теорию о том, что человек страдает от нехватки небольшой дозы алкоголя в крови, а следовательно, умеренные возлияния (исключительно в рабочие часы!) способны сделать нас истинно счастливыми и продуктивными. Несмотря на анекдотический зачин, ожидать чрезмерного веселья от соратника Ларса фон Триера и соавтора манифеста «Догма 95» Томаса Винтерберга не стоит. В главной роли – любимец постановщика Мадс Миккельсен. «Черный, черный человек» Адильхана Ержанова, программа «8 1/2 фильмов» Молодой режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов – постоянный участник важнейших мировых киносмотров: например, его ленту «Ласковое безразличие мира» показывали на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Работы Ержанова – это мало на что похожие, визуально изысканные притчи на грани социального и метафизического, яви и сна. За фильм «Черный, черный человек» Адильхан Ержанов получил азиатский «Оскар» в номинации «лучший режиссер». Картина рассказывает о расследовании убийства мальчика в ауле. Никто не собирался искать настоящих виновных до тех пор, пока в дело не вмешалась журналистка из города. «Психомагия, искусство для исцеления» Алехандро Ходоровского, программа «Эйфория наваждений» Культовому чилийскому режиссеру-сюрреалисту Алехандро Ходоровскому 91 год, но он продолжает работать, утирая нос большому количеству молодых коллег. В 2013 году он вернулся в кинорежиссуру спустя 16 лет молчания с автобиографической, полной поэзии сказкой «Танец реальности», а вскоре выпустил ее продолжение «Бесконечная поэзия». Документальная лента «Психомагия, искусство для исцеления» посвящена разработанному Ходоровским методу освобождения людей от психологических блоков и от психологического наследия предыдущих поколений. «Психомагия» представляет собой сочетание театра и поэзии и позволяет исцелять сознание – в этом, с точки зрения Ходоровского, и заключается смысл искусства. Кадр из фильма «Психомагия, искусство для исцеления» Satori Films «Разрушительница системы» Норы Фингшайдт, программа «Время женщин» Один из главных немецких фильмов прошлого года, выдвинутый от Германии на «Оскар». Дебютантка Нора Фингшайдт поместила в центр повествования девятилетнюю неуправляемую девочку (Хелена Зингел) с диагнозом system crasher. Героиня нарушает все правила, и поэтому ее отовсюду выгоняют, а она и довольна: девочка мечтает вернуться к маме из специализированного детского дома. Кадр из фильма «Разрушительница системы» Kineo Filmproduktion «Цветы в тени» Ли Сын Джун, программа «Свободная мысль» На ММКФ традиционно сильны документальные программы: это и конкурс, и внеконкурсная «Свободная мысль», в которых каждый может отыскать что-то по вкусу. Например, «Цветы в тени» рассказывают о попытках вернуться домой женщины, не по своей воле переехавшей из Северной Кореи в Южную и получившей там гражданство. Героиня стремится попасть домой на протяжении семи лет, но политическая система не позволяет ей этого сделать. Кадр из фильма «Цветы в тени» Bluebird Pictures