ММКФ. Кого любовь спасла, кого погубила?
Фильм "Ундина" покоряет своей стилевой несовместимостью, многослойностью. Девушка по имени Ундина, дипломированный историк, живет в Берлине, работает экскурсоводом в музее. Ее лекции посвящены архитектурному прошлому и настоящему немецкой столицы. Сухие, нарочито высушенные режиссером и подчеркнуто академические "доклады", по идее должны утомить незаинтересованных зрителей, но каким-то чудом – не утомляют. Потом что зритель понимает, зритель чувствует, что этот экскурс не только для тех, кто любит Берлин или мечтает там побывать, чтобы оценить архитектуру, и не учебное пособие для студентов (хотя почему бы и нет), но и служат некой "крышкой" из-под которой пробивается пар. Пар – любви. Ундина любит Йоханнеса, а он полюбил другую. В перерыве между лекциями, в кафе, за чашкой кофе, он говорит Ундине о разрыве отношений. Ошеломленная девушка просит Йоханнеса подождать, пока она освободится, и обязательно, когда вернется, ждет от него признания в любви. Иначе – она его убьет. Но Йоханнес, докурив сигаретку, уходит. Вот и завязка любовной истории. Правда другой. Критик, если он критик, которого, прежде всего, интересует зритель, не позволит себе пересказывать сюжет. В кафе разобьется аквариум. На мокром полу среди осколков и рыбок замрут два человека – экскурсовод Ундина и водолаз Кристоф. Замрут и вспыхнут, охваченные первовзглядной любовью, которая будет ежеминутно крепнуть, сводить с ума героев и зрителей. Сексуальные сцены - так честны и чисты, что воспринимаются на каком –то духовном и даже интеллектуальном уровне. А дальше реальность трансформируется в метафизику. Жизнь под водой, мертвые оживают, живые уходят. Любовь, месть, убийство. Ромео и Джульетта? В германо-скандинавской мифологии ундина – это русалка. Согласно легенде, русалка убивает мужчину, отказавшегося от нее ради новой возлюбленной, и возвращается в подводную жизнь. Фото: Кинопоиск Режиссер Кристиан Петцольд предлагает свою версию, но говорит, что его фильм все-таки перекликается со сказкой Андерсена "Русалочка". Режиссер в сентябре отметил юбилейную дату - 60-лет. В этом году он был членом жюри основного конкурса на Венецианском кинофестивале. Петцольд принадлежит к первому поколению режиссеров так называемой "Берлинской школы", к которому относят также его коллег и бывших соучеников по столичной киноакадемии Томаса Арслана и Ангелу Шанелек, завивших о себе где-то в начале 1990-х. Фильмы этого направления выделяются условностью выбранного жанра, кинематографической эстетикой, неспешностью в развитии сюжета и одновременно внутренней накаленностью, сосредоточенностью на деталях, точностью закадровой музыки. В "Ундине" лавстори развивается под музыку Баха. "Ундине" предшествовала картина "Транзит", показанная на Берлинале в 2018 году. Надо отметить, что в "Ундине" и "Транзите" ведущие роли сыграли Паула Бир и Франц Роговский. Актриса Бир за "Ундину" получила в этом году "Серебряного медведя" (лучшая женская роль), а Франц в 2018 году сыграл главные роли в фильмах "Между рядами" и "Транзит". Обе картины были показаны на 68-м Берлинском кинофестивале, где Роговский получил награду "Восходящая звезда". В прошлом году картина с его участием (одна из главных мужских ролей) "Я был дома, но" Ангелы Шанелек соревновалась за "Золотого медведя" в основной конкурсной программе. Фото: Искусство кино "Ундина" заставит зрителей сострадать и недоумевать: кого любовь спасла и кого погубила, где правда и где сказка. А был ли сом? А был ли сон?