Кино с антителами, масками, цензурой и абсурдом или актеры не боятся целоваться и верят в исцеляющую силу искусства
В столице до 8 октября проходит московский международный кинофестиваль. Как это не парадоксально, но ковидный 2020 год стал для меня – самым фестивальным. Кинофорум в Локарно (Швейцария) – в августе, 77-й кинобиеннале в Венеции (Италия) – в сентябре и наш 42-й московский международный кинофестиваль (ММКФ), который впервые за свою историю состоялся в октябре. Правда, погода стоит летняя, как будто сама природа идёт навстречу искусству кино. Как и в прежние годы, по красной дорожке выгуливали наряды полуобнаженные кинозвёзды. Маски были у всех, но в глубине сумочек. Зато представителям прессы никаких поблажек не сделали – дресс-код: тотальный чёрный, маски и перчатки. Впервые за многие годы гостей на красной лестнице не встречал президент кинофестиваля Никита Михалков. Вместо него всех приветствовала его супруга Татьяна с неизменным черным бантом на голове. По её словам, Никита Сергеевич находится на самоизоляции, правда, никто не знает – по какой причине. Вероятно, потому что начался карантин для тех, кому за 65. 21 октября кинорежиссёру исполняется 75 лет и он готовится к юбилею, избегая «случайных» объятий и рукопожатий, без которых трудно представить такой большой праздник, как открытие киносмотра. «Отменили премию «Оскар», Канны, а мы, несмотря ни на что – решили провести наш кинофестиваль живьём!» - радуется Татьяна Михалкова. «Мы уже перецеловались со всеми, если честно. Совсем забыли о пандемии. Начали обниматься, нас стали одергивать, мол – нельзя. Нам казалось, что в кино можно всё!» - говорит шоумен Виктор Васильев, супруг актрисы Анны Снаткиной. Главной темой на ред карпет, конечно, была «корона». А ты болел? А ты сдавал тест? А у тебя есть антитела? Эти вопросы кружили в воздухе, наполненном дорогими духами и торжественностью. «Немножко ощущаю себя героиней фильма-катастрофы, видя вокруг людей в масках. Атмосфера напряженная, хочется праздника и хороших добрых фильмов о любви», - сказала Нонна Гришаева, переболевшая ковидом. На тему вируса шутили актёры Андрей Соколов и Юрий Колокольников, которые тоже обрели защитные антитела. Довольно тяжело перенесла «болезнь 2020 года» и 38-летняя Марина Александрова, которая вошла в жюри ММКФ-42. «Я не ощущала запахов, ужасно болела голова, крутило мышцы, такого прежде со мной не случалось. Коронавирус настиг и меня, но я с ним справилась довольно быстро и теперь у меня есть антитела. Так что могу спокойно судить фильмы. Верю в исцеляющую силу искусства!» - призналась актриса Марина Александрова. Председателем жюри самого необычного в истории ММКФ 2020 стал самый успешный российский кинорежиссёр и продюсер, покоривший даже Голливуд, Тимур Бекмамбетов. Он присутствовал лично и сказал, что болеет за российское кино. Из зарубежных гостей приехали единицы, благо, что есть техническая возможность выходить на связь онлайн, хотя живого общения ничего не заменит. Режиссёр фильма Дж. Митчелл Джонсон из США смог приехать представлять свою картину «Спасти русский север» (программа «Русский след») только потому что у него жена-ростовчанка, и он находится в России. Церемония открытия прошла скромно. В этом году премию Константина Станиславского «Верю!» (за покорение вершин актёрского мастерства) вручили народной артистке РСФСР Светлане Крючковой, отметившей в июне 70-летие. Светлана Николаевна призналась, что не прекращала работать и на удалёнке во время карантина. - Хочется увидеть талантливых и содержательных кинематографистов, потому что содержание важнее формы и разных приёмов, - сказала Светлана Крючкова. В этом году в основном конкурсе ММКФ представлено 13 картин, из них четыре от российских опытных киномастеров: «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «На дальних рубежах» Максима Дашкина и «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой. В конкурсе документального кино – тоже четыре наших работы: «Хенд мейд» Евгения Григорьева, «Человек неунывающий» Андрея Кончаловского (получившего спецприз жюри Венецианского кинофестиваля за картину «Дорогие товарищи» 12 сентября), «Шаман» Андрея Осипова и «Крым небесный» Сергея Дебижева. Фильмы открытия и закрытия в этом году - тоже российские: рождественская историческая сказка «Серебряные коньки» Михаила Локшина и спортивная драма «На острие» Эдуарда Бордукова. Не обошлось и без скандала. Накануне открытия московского кинофестиваля из внеконкурсной программы убрали фильм о Нагорном Карабахе «Врата в рай» режиссера Дивана Аветисяна. «Фильм исключен в связи с тем, что напрямую связан с Карабахом, с армяно-азербайджанским конфликтом. Когда началась эскалация военных действий, было принято решение, что во избежание столкновения между армянами и азербайджанцами в России, мы воздержимся от показа картины, хотя она – очень достойная», - объяснил программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. «В фильме нет ненависти или пропаганды против азербайджанцев. Я уверен, что, если бы были какие-то спорные моменты, мой главный актер Рихард Заммель и мои международные продюсеры не решились бы участвовать в этом кинопроекте», - возмущен Давид Аветисян, он называет такое решение – цензурой и зависимостью от чиновников. К сожалению, зависимость от чиновников, в частности - Роспотребнадзора действительно не идёт на пользу фестивалю. Ограничения настолько абсурдны, что аккредитованные журналисты в этом году могут забронировать не более двух фильмов в день. Я говорю о своей аккредитации класса В. С бейджиком не пускают даже в полупустой зал! Я недавно побывала на Венецианском кинофестивале, где любой представитель прессы мог бронировать себе место на любой показ, были бы свободные места. Кресла в залах в Венеции были зафиксированы ремнями через одно, в то время как на главной площадке ММКФ – киноцентре «Октябрь» все сидят, как хотят. Масочный режим тоже соблюдается далеко не всеми. При наличии аккредитации приходится покупать билеты на фильмы! Где это видано?!