Английская роза, которая кусается: о целеустремленности Кейт Уинслет

"Нам не нужен еще один фильм про Холокост, в самом деле, сколько можно. Да, это ужасно, мы все понимаем, но пора бы уже двигаться дальше. Я делаю это, потому что я заметила, что, если ты сыграешь в фильме про Холокост, тебе гарантирован "Оскар", — доверительно сообщает Кейт Уинслет в костюме монахини двум актерам в сатирическом сериале "Массовка". Конечно, все это одна большая шутка, высмеивающая циничную киноиндустрию и Американскую киноакадемию, потому что в реальной жизни Уинслет никогда не нужно было использовать грязные приемы, чтобы получать престижные номинации и награды — они сами плыли ей в руки. И происходило это скорее не благодаря ее ранней славе, а вопреки ей. Кейт выросла в семье актеров и, по ее признанию, всегда знала, что хотела бы продолжить семейное дело. Хотя на самом деле перед ее глазами не было удачных примеров того, что на этом ремесле можно заработать: отцу Уинслет было тяжело найти хорошо оплачиваемую актерскую работу, поэтому семья жила на социальное пособие. Когда Кейт уехала в Лондон, ее прослушивания тоже шли неважно — несмотря на ее безусловный талант, девушку не хотели брать на главные роли из-за лишнего веса. После очередного неприятного комментария на одном из прослушиваний Уинслет решила похудеть, но состояние ее тела все равно будет привлекать нездоровое внимание таблоидов на протяжении всей ее карьеры. На самом деле она получала главные роли благодаря не своей новой внешности, а невероятной уверенности в себе и заразительной энергичности. Актриса была настолько погружена в каждый проект, в котором хотела сыграть, что у режиссеров не было другого выбора, как брать ее в фильм. Так произошло во время проб на картину Питера Джексона "Небесные создания", где она сыграла страстную и яростную девушку, которая помогает своей подруге убить ее мать; и в фильме Энга Ли "Разум и чувства" по произведению Джейн Остин. Изначально Уинслет пробовалась на гораздо меньшую роль, но настолько хорошо показала себя на прослушивании, что ей доверили играть романтичную и наивную Мэриэнн. Картина принесла ей первую награду БАФТА и первую номинацию на премию "Оскар" в возрасте двадцати лет. Не устоял перед целеустремленной Уинслет и Джеймс Кэмерон. Он хотел взять на роль Розы Дьюитт Бьюкейтер в своем новом многомиллионном проекте "Титаник" какую-нибудь опытную актрису на пике популярности, например Гвинет Пэлтроу или Клер Дэйнс, но Кейт послала ему букет роз с запиской: "Вы не понимаете! Я Роза! Я не представляю, как вы можете рассматривать кого-то еще". Ее настойчивость убедила режиссера, правда, девушка даже не представляла, во что ввязывается. Впрочем, на фильмах Кэмерона никто никогда не знал, что их ждет, даже сам режиссер. Во время работы над "Титаником" Уинслет заболела гриппом, чуть не утонула, постоянно страдала от гипотермии и ходила в синяках и ссадинах. "Я рада, что я сделала это, но я больше не буду участвовать в таких длинных съемках. Сложно сохранять чувство собственного достоинства, образ мыслей, идеи по поводу своего персонажа. В первый раз в жизни я поймала себя на мысли: "Я не хочу быть здесь". Иногда я просыпалась и думала: "Господи, пожалуйста, дай мне умереть", — вспоминает актриса. На самом деле трудности только начинались — после невероятного успеха фильма и второй номинации на "Оскар" самым сложным для актрисы было не делать того, чего от нее все ждали, то есть сниматься в крупных голливудских постановках на радость публике. Ей хотелось исследовать свои способности, пробовать разные жанры и амплуа. Уинслет отклонила роли во "Влюбленном Шекспире" и "Анне и Короле" и вместо них сыграла в экспериментальном феминистическом манифесте "Священный дым", где издевалась над бравурной мужественностью героя Харви Кейтеля, и в провокационном "Перо маркиза де Сада". Ей удалось окончательно вырваться из амплуа "английской розы" в инди-фильме французского режиссера Мишеля Гондри "Вечное сияние чистого разума". Она сыграла своенравную и постоянно убегающую от Джима Керри Клементину-мандарину с цветными волосами. Картина не заработала много денег в прокате, но получила культовый статус, а Кейт — еще одну номинацию на "Оскар". Актриса до сих пор называет эту роль одной из любимых. После работы над фильмом "Как малые дети" Уинслет стала самой молодой актрисой, получившей пять номинаций на главную кинопремию Америки. Но это был далеко не предел. По иронии судьбы через два года после съемок "Массовки" Уинслет получила свой первый "Оскар" как раз за роль в фильме про Холокост "Чтец". Она исполнила роль охранника концентрационного лагеря во время Второй мировой войны, которая заводит роман с подростком. Многие критики назвали фильм манипулятивным и чуть ли не оправдывающим Холокост, но только Уинслет было под силу изобразить нелицеприятную героиню так, что ей нельзя сочувствовать, но при этом невозможно оторвать от нее глаз. В этом же году вышел еще один невероятно успешный фильм с ней в главной роли. Уинслет предложила своему мужу Сэму Мендесу экранизировать дебютный роман Ричарда Йейтса о супружеской паре, чья любовь не выдерживает давления повседневности. Остроумным решением было позвать в фильм ее лучшего друга Леонардо Ди Каприо. Джек и Роуз воссоединились на экране через десять лет после выхода "Титаника" в не менее трагичных обстоятельствах. Их юная и страстная любовь сменилась скукой, раздражением и усталостью друг от друга. "Я никогда не видел более подготовленного актера, чем Кейт. Ее рабочий сценарий пестрит заметками, цветными закладками, на каждой странице есть подсказки, которые помогают ей лучше вжиться в роль. Она относится к изучению своих персонажей как детектив, расследующий преступление. Кейт лучшая актриса ее поколения", — делится актерским методом Уинслет ее лучший друг Лео. Уинслет любит играть сложных женщин с трудной судьбой, которая как бы отпечатывается на их лицах и блестит в напряженных сосредоточенных глазах. Окончательно этот образ оформился в одном из ее последних фильмов "Аммонит", премьера которого прошла совсем недавно на Международном кинофестивале в Торонто. Мэри Эннинг живет в небольшом бедном доме вместе со своей больной матерью на английском побережье. В 11 лет она нашла свой первый аммонит, который впоследствии был выкуплен Британским музеем и помещен в экспозицию под чужим именем. Несмотря на отсутствие должного образования, Эннинг стала одним из ведущих палеонтологов, правда, британское географическое общество так ее никогда и не признало. Однажды к ней в городок приезжает молодой ученый со страдающей от меланхолии женой в исполнении Сирши Ронан. Он предлагает Мэри взять девушку в ученицы. Той совсем не нужны ученики, но очень нужны деньги, так что она неохотно соглашается. Со временем две непростые по характеру, замкнутые в себе женщины проникаются чувством друг к другу. Уинслет назвала работу над фильмом молодого режиссера Френсиса Ли одной из самых волнительных и увлекательных за всю ее богатую карьеру. Ли снял историю прежде всего не об однополой любви, а о том, как два одиноких и эгоистичных человека все-таки находят путь друг к другу. Уникальным этот проект делает его человечность: режиссер не хочет снимать очередной фильм о лесбиянках, которые не могут быть вместе, его прежде всего интересуют сами героини и взаимодействие между ними. Уинслет взяла на себя непростую функцию режиссирования откровенных сцен. По ее мнению, в индустрии так и не научились правильно подходить к этому процессу. В результате фильм получился откровенным, но естественным. Актриса вообще всегда выступала за естественность. Она открыто высказывается о том, что ей абсолютно наплевать, что люди думают о ее лишнем весе, и запрещает журналам редактировать ее фотографии: "Жизнь коротка, и я хочу сделать все от меня зависящее, чтобы подать достойный пример молодым женщинам. Мы передаем им довольно проблемный мир, так что я хочу сохранить хоть какую-то толику достоинства". Тома Ходова

Английская роза, которая кусается: о целеустремленности Кейт Уинслет
© ТАСС