Винегрет про ленинградскую Блокаду и пьющую мадонну Ольгу Берггольц 

Винегрет про ленинградскую Блокаду и пьющую мадонну Ольгу Берггольц
Фото: Ревизор.ru
Режиссер , как героиня пьесы Гоголя Агафья Тихоновна, в сложном выборе пошел по пути изъятий и заимствований: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась», — говорит Агафья Тихоновна.
"Блокадный дневник" — этакий винегрет из пронзительной женской прозы , документальной хроники очевидцев блокады, собранной Граниным и Адамовичем (авторы записали 200 рассказов — 6000 страниц), который очень сложно досмотреть до конца. Показывать в кино мертвых людей — причем практически целый город мертвых людей, — сложная задача даже для величайших мастеров. Есть большая опасность — перегнуть палку и невольно обесценить самое важное, что есть у человека — это жизнь. Режиссер в 2008 году после показа в рамках фестиваля «Окно в Европу» своего фильма «Беседы с Александром Солженицыным» сказал: «Меня очень тревожит, что с экранов льются реки крови, море трупов. Жизнь человека обесценивается». Ольга Берггольц. Фото: yarwiki.ru В фильме «Блокадная книга» трупы — замерзшие туловища, которые валяются по городу. Их складывают как дрова. Трупов так много, что они не вызывают сострадания… Трупы и трупы… Перебор. Главная героиня Оля (героиня Ольги Берггольц из ее книги «Дневные звезды») с помощью соседки — деревенской женщины везет на санях труп своего мужа — поэта . Второй муж Берггольц умер от голода 29 января 1942 года в блокадном Ленинграде, только его она не везла на санках в морг. Этого нет в ее «Дневных звездах». О том, что на санках везли мертвых людей в морги Ленинграда, написано в «Блокадной книге» Гранина и Адамовича, а также в поэме Ольги Берггольц «Февральский дневник». Казалось бы, нет ничего страшного в том, что на санках везли не тот труп, но тогда зачем брать в основу фильма автобиографическую прозу и документальную книгу? и Алесь Адамович лично опросили более 200 блокадников, своей рукой написали 6000 страниц книги, чтобы потом некий режиссер историю одного реального человека смешал с другой историей? Ольга Берггольц написала «Дневные звезды» в 1960 году, посвятив ее своему детству. В 1960 году она была далеко не самым счастливым человеком на свете –очень сильно пьющей женщиной (ее в мертвецки пьяном состоянии несколько раз забирала скорая помощь), со следами былой красоты и ночными кошмарами. Ольга Берггольц добиралась через весь блокадный Ленинград в родной дом не для того, чтобы увидеться со своим отцом, как это рассказывается в фильме Андрея Зайцева, а чтобы проститься с бабушкой:
" — Лялечка… Приезжай проститься с бабушкой.
Я не поняла ее, изумилась, но от другого.
— Тетя Варя… Как же ты думаешь эвакуировать ее? Ведь дорог-то от нас больше нет…
— Она не эвакуируется, Лялечка.
— Она умирает, Лялечка, и хочет с тобой проститься…
— Тетя Варя, — забормотала я, совсем растерявшись, — у нас сегодня в райкоме срочное совещание политорганизаторов… А я ведь политорганизатор… — Но вдруг, перебивая меня, косо пронеслась мысль, пока я лопотала: «Сколько же лет я не видела бабу Машу? Постой, постой… Больше двух лет… Живя рядом… А она перед смертью…»
Кадр из фильма. Фото: pg12.ru И вдруг она предстала перед глазами такая, как в детство: маленькая, вечно и споро работающая, ласково ворчливая, добрая-добрая… Моя бабушка… Моя добрая, старенькая, последняя бабушка…
— Тетя Варя! — крикнула я. — Я сейчас приеду. Я… я успею?
— Думаю, успеешь.
— Я еду, тетя Варя!" — пишет Ольга Берггольц в автобиографической прозе «Дневные звезды».
Отец Ольги Берггольц — врач Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был «выслан» из блокадного Ленинграда органами НКВД в Красноярский край. Об этом в фильме Андрея Зайцева — ни слова. Почему? Зачем запутывать зрителей, которые уже и так не могут разобраться — где правда во Второй Мировой войне? «Дневные звезды» — главная книга Ольги Берггольц. В ней не так много о блокаде, как много о ее детстве, поколении, о довоенном Ленинграде, о выдающихся людях, включая Глеба Кржижановского, и о женской судьбе… Ее судьбе. Ольга Берггольц в «Дневных звездах» очень хорошо описала — что такое правда в творчестве и в истории:
"Главная книга должна достичь той вершины зрелости, на которой писатель работает с полной и отрадной внутренней свободой и бесстрашием, безоговорочно доверяя себе, на виду у всех и наедине с собой; когда единственной его заботой остается забота о том, чтобы вся жизнь, и его и всеобщая, смогла выразиться наиболее полно и едино, смогла предстать не в случайных эпизодах, а в целом, то есть — в сущности своей; не в частной правде отдельного события, а в ведущей правде истории". Кадр из фильма. Фото: ruskino.ru Андрей Зайцев, как и актеры, и зрители, не жили во времена блокады. Никто из нас ничего подобного, что пришлось на долю героям фильма, не испытал. Мы видим — какой это кошмар жить без тепла, хлеба, водопровода, под пулями и бомбежками, и наши невзгоды начинают казаться ерундой. Но при этом и сегодня смерть в виде пандемии ходит рядом с нами со страшной силой, и морги переполнены трупами, и очень важно возвысить жизнь если не до «дневных звезд», то хотя бы просто до Земли. Я бы не хотела, чтобы мою бабушку, прадеда, прабабушку, которые тоже жили в Ленинграде до войны, а потом переехали в Мурманск и воевали — показали так, как блокадников в фильме Андрея Зайцева. Я не хочу видеть их теряющими человеческий облик. У Ольги Берггольц не было детей, и некому в случае обиды возмущаться на фильм «Блокадный дневник». Ничего плохого об Ольге Берггольц в фильме — нет. В фильме она — абсолютный ангел, хотя ангелом она не была. Даже нет упоминания об ее алкоголизме, который начался еще в молодости. Только смотреть на Лялю () — не очень приятно. Если режиссер фильма отступает от книги «Дневные звезды», зачем он дает героини имя Ляля, находит актрису, похожую на Берггольц, и ведет нас за ней весь фильм? И где «дневные звезды»? Трупы — есть, а звезд, увы, нет. Не дотянулись до неба.
Видео дня. Почему звезда «Неуловимых мстителей» ушла из кино
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео