Как потомки русских эмигрантов основали крупнейшую киностудию Голливуда

Гарри Поттер владел магией. Голливудская киностудия Warner Bros., ответственная за поттериану, тоже — но магией кино. «Джокер», «Интерстеллар», «Полицейская академия» и «Труп невесты» — это все культовые фильмы, и у них есть кое-что общее. А именно студия, выпустившая их, — Warner Bros. — которую в 1903 году основали четверо братьев Уорнеров, эмигрировавших с родителями из Российской империи в США. «Лента.ру» при поддержке Okko рассказывает, как студия повлияла на то, какие фильмы мы смотрим . Братья Уорнеры (тогда еще носившие фамилию Вонсколасер) в 1903 году занялись дистрибуцией фильмов в небольших шахтерских городках США. В этом же году они открыли свой первый кинотеатр — «Каскад». До всемирной славы и отдельной страницы в истории человечества оставалось 24 года. Следующая четверть века прошла в работе по расширению бизнеса. И вот наступает 1927 год. Warner Bros. — уже довольно большая компания, сделавшая к тому времени несколько хитовых немых фильмов. Тут происходит судьбоносное (для всего мира!) событие — компания выпускает первую полнометражную звуковую картину «Певец джаза». Первые слова, сказанные в кино: «Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» Уже к концу 1929 года все крупные киностудии выпускали только звуковые ленты — революция в кино стремительно преобразила всю индустрию всего лишь за два года. Но это был не предел поймавших волну братьев Уорнеров. Вслед за звуком Warner Bros. обогатили свои картины еще и цветом. Фильм «Золотоискатели Бродвея» стал одним их первых полноцветных картин в истории кино. В 1930 году была создана компания Warner’s Cartoon, которая создавала мультфильмы. В 1931 году вышли знаменитые «Веселые мелодии», в которых через два года появились кролик Багз Банни и утка Даффи Дак. Революционные технологии, использованные в фильмах компании, позволили братьям Уорнерам вкладывать в развитие своего детища большие средства. К 40-м годам ХХ века Warner Bros. успела превратиться в одну из крупнейших кинокомпаний своего времени. В 30-е годы индустрия американского кино переживала непростой период. Все изменилось из-за Кодекса Хейса, по которому комиссия цензурировала все голливудские фильмы. Все аморальное — запретить. Обнаженных людей — нельзя. Критиковать религию — нельзя. Священник не мог быть отрицательным персонажем, а между белокожими и чернокожими не должно было быть близких отношений. Есть история о том, что один из братьев Уорнеров решил сжечь все копии фильма «Город согласия» после запрета к его показу в кинотеатрах. В фильме содержались сцены проституции и супружеских измен. Вслед за «Городом согласия» уничтожили немой фильм 1919 года «Откройте глаза», в котором содержалась сцена с обсуждением венерического заболевания — просто на всякий случай. Кодекс много раз переписывали, он обрастал дополнительными запретами. В киноиндустрии это многим не нравилось — хотя бы потому, что все доходы от кино с насилием и сексом получали производители нишевых эксплотейшн фильмов («Бомж с дробовиком»). 1967 год. Наступило Лето любви. Хиппи по всей Америке собирались в крупных городах и праздновали любовь и свободу. Сан-Франциско стал центром хипповой революции, кипящим котлом музыки, психоактивных веществ, сексуальной свободы, творческой экспрессии и политики. Это было прямым следствием сексуальной революции, которая началась в 1960 году вместе с изобретением противозачаточных таблеток. Их, кстати, называют одним из главных научных изобретений прошлого века наравне с полетом человека в космос. Стало ясно, что Кодекс уже ничего не контролирует, и осенью 1968-го его заменили рейтинговой системой классификации фильмов, ничего в принципе не запрещающей, но предупреждающей зрителей, на какую возрастную категорию рассчитано то или иное зрелище. Учитывая, что крестную Фею в новой «Золушке» сыграет чернокожий гей, можно сказать: Голливуд пережил вторую настоящую революцию в индустрии с отменой Кодекса — вторую после появления звукового кино. В это время компания была продана и ушла из рук братьев Уорнеров. Преобразования в руководстве и отмена Кодекса Хейса привели к энтузиазму сделать что-то новое. На этой волне студия сняла несколько культовых картин, среди которых «Заводной апельсин» Кубрика, «Экзорцист» Бурмана и «Злые улицы» Скорсезе. Также в 70-е был снят ряд фильмов с героями комиксов DC. К началу 90-х годов была основана компания Time Warner, ныне Warner Media, один из крупнейших в мире конгломератов новостного и развлекательного сегмента, владеющая CNN, HBO, DC Entertainment и, конечно, Warner Bros. Обычно выбор, что посмотреть вечером, совершается с помощью чьих-либо рекомендаций, по любимому актеру или режиссеру или просто — наобум. Но зрители нечасто выбирают фильм какой-то конкретной студии — и зря. Смотреть кино конкретной студии — это что-то вроде пользоваться надежным брендом, который не раз доказывал, что умеет делать хорошо. Неслучайно стриминговый сервис Okko собрал фильмы Warner Bros. в одну подборку из почти сотни позиций. Там можно найти все то, что собирает зрителей у экранов уже 30 лет подряд (например, «Американская история Х» или сериал «Друзья»); и громкие премьеры последних лет — тут и все части «Гарри Поттера», и последний «Безумный Макс». Узнать подробнее можно здесь. Что такое 90-е для Warner Bros? Это десятилетие, которое принесло культовые фильмы и сериалы всем кинолюбителям. Открылось оно «Телохранителем» с Кевином Костнером, в 1996-м вышел «Марс атакует!» Тима Бертона. Ну и, наконец, в 1999-м студия сделала «Зеленую милю», прочно вошедшую в самые разные топы фильмов. Кроме того, для Warner Bros. 90-е — это культовый сериал «Баффи, истребительница вампиров». Одним из самых успешных десятилетий в истории компании стали 2000-е годы. Именно тогда был дан старт нескольким франшизам (в том числе поттериане), которые принесли студии огромные деньги: «11 друзей Оушена», «Гарри Поттер» и фильмы по комиксам DC. Еще это десятилетие компания отметила не менее громкими отдельными картинами, среди которых — «300 спартанцев», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Константин. Повелитель тьмы», «Рок-н-рольщик» и «Троя». Как видно, стабильная обстановка внутри Warner Bros. дала свои плоды. Если в 2005 году капитализация Warner Media достигала 80 миллиардов долларов, то к началу 2010-го выросла до 155 — почти двукратный рост. Однако, нужно иметь в виду, что свою роль сыграла не только Warner Bros., но без нее такой результат не был бы возможен. Наконец, 2010-е. Иронично, но десятилетие началось с фильма «Начало» Кристофера Нолана, новый фильм которого — «Довод» — спустя 10 лет начал кинопрокат после затяжного карантина из-за коронавируса. В 2011 году завершилась сага о Гарри Поттере, вторая часть «Даров смерти» принесла студии более миллиарда долларов. «Интерстеллар», «Грань будущего», «Восхождения Юпитер», «Чудо на Гудзоне» Клинта Иствуда, «Чудо-женщина», «Бегущий по лезвию 2049», «Сиротский Бруклин» — да, все это фильмы Warner Bros., одной из главных кинокомпаний мира. И эти фильмы были очень успешны в прокате. Между прочим, все перечисленные выше картины можно посмотреть легально в высоком разрешении в стриминговом сервисе Okko. Платить отдельно за фильмы не нужно — в подписке «Оптимум» почти 100 картин Warner Bros. доступны бесплатно.

Как потомки русских эмигрантов основали крупнейшую киностудию Голливуда
© Lenta.ru