Войти в почту

Выбор кинокритиков: лучшие фильмы об учителях

На этой неделе в нашей стране широко отмечается День учителя (даже несмотря на то, что многие школьники оказались на преждевременных каникулах и не смогли лично поздравить своих преподавателей). Мы попросили нескольких кинокритиков назвать самый классный фильм об учителе: получилась очень разносторонняя подборка — здесь и советская подростковая драма, и хоррор с Евгением Мироновым, и очень плохая училка в исполнении Кэмерон Диаз. Добавляйте в закладки! Катерина Белоглазова кинокритик Доживём до понедельника Режиссер: Станислав Ростоцкий ‧ 1968 Это самый человечный и мудрый фильм, напоминающий о том, что в каждом учителе живёт молодой, ранимый и продолжающий учиться человек. И о том, как тяжело нам всем даются уроки взросления. Фильм Станислава Ростоцкого — безусловно, еще и портрет эпохи. 1968 год, когда фильм был снят, по всему миру — время осознания молодыми людьми своей силы, время бескомпромиссного действия молодых, время вынужденного взросления и болезненного крушения надежд. В 1968 году еще не было слова «выгорание», с которым, сталкиваются герои фильма — учителя — на работе, но и тогда и сейчас, «счастье — это когда тебя понимают». Леша Филиппов редактор портала Кино-Театр.ру и сайта журнала «Искусство кино», ведет телеграм-канал о кино «Тинтина вечно заносит в склепы» Змеиный источник Режиссер: Николай Лебедев ‧ 1997 Обычно учителя вписаны в партитуру фильмов взросления и сведены к фигуре мудрого наставника (реже — наставницы) или угрожающему силуэту нудного взрослого, который растерял широкомыслие и жизнелюбие юности. Проще говоря, учитель неотделим от ученика как некий полюс социальной и/или возрастной иерархии. Тем интереснее хоррор-дебют Николая Лебедева («Легенда №17», «Экипаж»), в котором буйные школьники в кадре показаны, кажется, единожды, а одним из предметов исследования становится вклад школы в отношения человека и больших систем — города, общества, государства. Молодая студентка биофака Дина (дебют Екатерины Гусевой) приезжает в провинциальную школу на практику (на самом деле — к любовнику) и оказывается в водовороте мистических убийств. За старую во всех смыслах школу отвечает директриса Тамара Георгиевна (Ольга Остроумова) и ее верный секретарь Андрон (Евгений Миронов). Воплощение власти, сросшейся с человеком, и амбициозного ученика, слившегося с наведенным порядком, ставшего отличником поддержания нормы. Примечательно здесь не только то, что в школе как в капле воды отражаются отношения внутри постсоветских иерархий и программируется самоосознание, но и то, что учитель (ница) — человек, который одновременно волен бороться с самостью воспитанников или помогать им искать себя. Для начала, правда, нужно будет отстоять собственную независимость. Кира Голубева кинокритик cinemaholics Хористы Режиссер: Кристоф Барратье ‧ 2004 По сюжету этого фильма учителя музыки заносит в интернат, где воспитывают трудных подростков. В отличие от своих коллег, он не разделяет мнения о том, что из этих детей обязательно вырастут будущие преступники. Направляемый добротой и любовью, он создает мальчишеских хор, и перевоспитывает этих молодых отверженных ребят. Несмотря на всю свою мелодичность, кажется, что фильм сделан вовсе не для любителей музыки, хоть пение здесь и космическое. Он для тех, кто скучает по школьным скамейкам и хранит в своем сердце воспоминания о своих первых наставниках, которые, наперекор всем остальным, смогли в тебя поверить. В свое время фильм собрал во французском прокате более 50 миллионов долларов, а также был номинирован на «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая песня». Ефим Гугнин кинокритик Film.ru, Cinemaholics, ведет телеграм-канал о кино «singaia» Весна на Заречной улице Режиссер: Марлен Хуциев ‧ 1956 «Весна на Заречной улице» — один из главных фильмов великого советского режиссёра Марлена Хуциева, который во многом стал предтечей эпохи «оттепели» в отечественном кино. Это очень тонкая и светлая мелодрама об учительнице, которая приезжает в провинциальный город, чтобы там заниматься с учениками вечерней школы — взрослыми дядями и тётями, заводчанами, не получившими когда-то полноценного среднего образования. Главную героиню играет Нина Иванова — одна из самых талантливых и загадочных советских актрис, которая сама отказалась от перспективы стать звездой экрана и лишь изредка появлялась в ярких ролях. Её героиня, учительница, предстаёт таким эталоном педагога: она понимающая, чувствующая и способная выудить лучшее даже из тех людей, кто этому усиленно сопротивляется. Фильм чутко показывает специфику быта в советской глубинке — разумеется, через романтическую оптику, но всё равно живо и правдоподобно. Сквозь свою трогательную мелодраматическую историю «Весна на Заречной улице» наглядно демонстрирует, что учителя, в общем-то, нужны не только детям: но и зажатым взрослым, и самоуверенным сталеварам, и даже, куда без этого, самим учителям. Алиса Таежная кинокритик и куратор, ведет телеграм-канал о кино «Один раз увидеть» Ключ без права передачи Режиссер: Динара Асанова ‧ 1976 «Ключ без права передачи» я впервые посмотрела в шесть лет — и почему-то думала, что все подростковые и, более того, советские фильмы — такие. Ничего подобного я не видела с тех пор. Здесь нет ни одного фальшивого ракурса, ни одной глупой сцены, ни одного неуместного актёра, ни одного глобально наивного диалога (хотя они там наивные), ни секунды разрубания людей сплеча. Именно с желания показать «Ключ без права передачи» много лет назад я начала один из своих киноклубов с лекциями, именно с ним вернулась в Москино c программой советского кино «Идентификация женщины». Асанова — идеальное воплощение мягкого ума и безусловной любви, маг эмпатии и душевной чистоты. Главная героиня фильма (ее играет Елена Проклова) — учительница русского языка и литературы, человек совершенно антииерархичный. Она не строит стен между собой и детьми. Она принимает все отношения с учениками как часть своих семейных отношений. Второй персонаж в этом фильме, который воплощает совершенно другую воспитательную позицию, но при этом тоже не лишен человечности, — это герой Алексея Петренко, новый директор школы, человек с военным прошлым. Интересы директора школы и учительницы литературы сталкиваются, и мы понимаем, насколько сложны и гибки на самом деле отношения взрослых и детей, как о многом им придется еще друг с другом договориться. Никита Карцев кинокритик Очень плохая училка Режиссер: Джейк Кэзден ‧ 2011 Фильм Джейка Кэздена «Очень плохая училка» — далеко не шедевр, но с определенного ракурса в нем легко можно заподозрить предтечу того феминистского движения, которое сегодня почти полностью изменило западную массовую культуру. Кэмерон Диаз здесь одновременно отвечает за все типичные стереотипы (красотка, которая мечтает увеличить грудь, чтобы вернуть бывшего) и разрушает их. Противопоставление заложено в самом названии. Она именно что «плохая училка». В смысле неправильная, выбивающаяся из нормы. Выпивает, вызывающе одевается и прибегает к не самым педагогичным методам, чтобы добиться своей цели и накопить нужную сумму на пластическую операцию. В этом и кроется главный фокус фильма. Ведь разрушая общественные нормы, он тем самым заявляет о правах женщины быть собой. Да, пока еще в очень наивной форме. И не отходя далеко от объективации женского тела (в одной из сцен полуголая Диаз моет машину будто в каком-то рэпперском клипе из нулевых). Но, с другой стороны, на то и нужны учителя: дать первый импульс. Всему остальному приходится учиться самостоятельно.

Выбор кинокритиков: лучшие фильмы об учителях
© CHIPS journal