Kitoboy: хорошо там, где мы есть
В прокат вышел Kitoboy Филиппа Юрьева: тот самый дебютный фильм, который включили вместе с «Конференцией» Ивана И. Твердовского в Венецианскую параллельную программу Venice Days и от которого, по причине неизвестности автора, никто ничего как будто не ждал. Как выяснилось, зря: Kitoboy стал победителем этого конкурса, а потом прогремел и на «Кинотавре», где взял сразу два приза – за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. Kitoboy – это история чукотского подростка Лешки (Владимир Онохов), который впервые, вместе с другими жителями его родного поселка, получает доступ к интернету. Все суровые мужчины, работающие на китобойном промысле, тут же бросаются изучать вебкам-моделей, но только Лешка в одну из них влюбляется. Блондинка с ангельским лицом (Кристина Асмус) не скажет Лешке не слова, а он будет готов ради нее попробовать выучить английский, предать друга и отправиться в опасное путешествие через Берингов пролив, к берегам США. В конце марта в прокат должен был выйти еще один российский режиссерский дебют с похожим сюжетом, также сначала показанный на крупном европейском смотре, а потом и на «Кинотавре». Речь о картине актера Григория Добрыгина Sheena 667, в которой работник автосервиса из города Вышний Волочек влюблялся в модель из порно-чата. Фильму не повезло с датой релиза: его так и не показали по понятным причинам на экранах кинотеатров, а теперь его опередил Kitoboy, чья фестивальная судьба началась позже. «Ундина»: романтизм XIX века в современном Берлине Впрочем, на самом деле это совершенно разные и при этом в равной степени интересные работы. Sheena посвящена людям более взрослым и опытным, рассказывает о кризисе брака, подступающем кризисе среднего возраста, отчасти – о женском коварстве (герой вступает с вебкам-girl в гораздо более тесную коммуникацию, чем персонаж «Китобоя»). В то же время и Kitoboy, и Sheena 667 – о романтическом стремлении вырваться в другой, идеализируемый героями мир, который в обоих случаях олицетворяет США. Пожалуй, самое удивительное в «Китобое» – это его совершенно неожиданный жанр. Постепенно понимаешь, что это не социальная драма и даже не роман воспитания, – в первую очередь это вестерн. Дальневосточная Россия и США, восток и запад, «дикость» и цивилизация, разделяемые всего лишь проливом, который так легко пересечь. Но если персонажи вестернов осваивали земли Дикого Запада, то Лешка хочет одномоментно совершить этот скачок из мира архаичного, где кровь китов до сих пор окрашивает в красный морские воды, в мир современный. И вдруг оказывается, что между Чукоткой и Аляской нет почти никакой разницы: пустынные просторы и живописно-поэтичная, но недружелюбная природа одинаковы и там, и там. А до Детройта, где Лешку должна ждать его Прекрасная Дама, вебкам-Дульсинея, не добраться, не доехать. Где он вообще, этот Детройт? Лешка понятия не имеет. При этом если дома у героя есть родные люди, то Аляска, до которой он таки добирается, ничего, кроме одиночества, отчаяния и экзистенциального кризиса принести не может. «Просто представь, что мы знаем»: во что превратилась современная журналистика В итоге побег в чужие пределы оказывается путешествием к себе, к пониманию того, что тебе действительно нужно и важно. И это еще один типичный для западной культуры код: роуд-муви – всегда не столько путешествие в пространстве и времени, сколько путешествие души. В данном случае это еще и путь к мифологическому началу и обратно. Кстати, зачин картины, когда Филипп Юрьев показывает нам героиню Кристины Асмус в США, и вовсе напоминает по духу американское независимое кино. И все же антитеза востока-запада не зря является в фильме центральной: Kitoboy базируется на традициях русской культуры не меньше, чем на традициях западной. В первую очередь речь о русской литературе: тут тебе и «маленький человек», и чувство к «падшей женщине», и испытание любовью. Последний мотив обретает неожиданную трактовку. Самые известные литературные персонажи это испытание не проходят по причине страха или безволия, и такой исход выглядит, как их поражение. Мальчик-Kitoboy справляется лучше своих «коллег», но не оттого, что его ждет любовный хэппи-энд, а потому, что его счастье, кажется, заключается в чем-то другом. И хотя интернет для Лешки все еще диковинка, он оказывается гораздо современнее многих вроде бы более продвинутых обитателей Земного шара. В конце концов, если современные девчонки отлично обходятся без мальчишек, то почему мальчишки должны нуждаться в девчонках?