Летняя квир-история, но без персиков: "Лето'85" Франсуа Озона

Sobesednik.ru рассказывает, каким получился последний по хронологии фильм французского мастера. Французский режиссер Франсуа Озон считается одним из самых плодовитых: каждый год он старается выпускать по одной работе. На его счету уже восемнадцать полномеражных фильмов, а 15 октября в Москве состоится премьера его последней на сегодняшний день ленты «Лето '85». Озон адаптирует роман британца Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», который, по его словам, он впервые прочитал в возрасте семнадцати лет летом 1985-го года. Как и полагается режиссеру, вышедшему из 90-х, во многих своих работах он смело экспериментирует с драматургаей. Композиция его картин часто нелинейная, и новый фильм Озона не является исключением. Через воспоминания, демонстрирующие идиллическое прошлое, и мрачное настоящее Озон создает две сюжетные линии: в одной мы вместе с героем окунаемся в его краткосрочный летний роман, а в другой — наблюдаем подготовку к предстоящему судебному процессу по не совсем понятной зрителю причине. Видимо, центральный персонаж Алексис (Феликс Лефевр) причастен к чьей-то смерти, что и пытаются выяснить сотрудница социальной службы и учитель литературы. Мальчика просят рассказать свою историю в письменной форме, чтобы понять причины произошедшего. На Алекса же это письмо оказывает терапевтический эффект. Прием ненадежного рассказчика уже использовался Озоном в его более ранней работе «В доме», где ученик Клод писал серию сочинений о жизни своего одноклассника Рафы. В случае с «Летом» он тоже вполне обоснован, ведь историю пишет подросток, впервые почувствовавший сильную любовь к кому-то, занявшийся сексом и в итоге оставшийся с разбитым сердцем. Потому пусть вас не слишком смущают резкая смена настроений героев, идиализированный образ возлюбленного Алекса Давида (Бенжамен Вуазен) или их банальные диалоги. Лефевр и Вуазен создают ощутимую химию на экране. Однако в итоге персонаж Давида становится жертвой стереотипа о мужчинах-бисексуалах, которым тяжело находится в стабильных отношениях с одним партнером, что и является основной причиной конфликта между ним и Алексом. Практически все фильмы Озона представляют собой парадоксальную многожанровую смесь, но в «Лете '85» смешение квир-истории и триллера кажется не совсем обоснованным. Можно было бы остановиться только на романтической составляющей и лента от этого только бы выиграла. Кстати о романтике — летняя исория рокового влечения Алекса в стиле тревожного «Талантливого мистера Рипли» разворачивается на побережье Нормандии. Морской берег — излюбленная локация режиссера и идеальная метафора поиска себя и необходимости кардинальности перемен. Именно в море в момент шторма центральный персонаж встречает Давида, который перевернет всю его последующую жизнь, именно в море он понимает, что между ними все кончено. Снятый на пропитанную солнцем 16-миллиметровую пленку и сдобренный саудлистом с фееричными хитами тех лет фильм полностью соответствует духу своего времени и прекрасно воплощаеет ностальгический оттенок. Это кино о наслаждении моментом и поиске себя через размышления о любви и смерти. В конце концов, секс и смерть — пожалуй, две излюбленные темы Франсуа Озона. И где, если не у него, вы еще увидите пронзительную сцену, с танцем персонажа на могиле другого человека под песню Рода Стюарта «Sailing»?

Летняя квир-история, но без персиков: "Лето'85" Франсуа Озона
© ИД "Собеседник"