Войти в почту

Бывали времена похуже: как коронакризис сказался на российской киноотрасли

Мнение гендиректора кинокомпании «Каро-Премьер» Алексея Рязанцева. Гостем XVIII международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» стал Алексей Рязанцев — генеральный директор кинокомпании «Каро-Премьер» (с 1999 года), актёр дубляжа, продюсер, сценарист. Во Владивостоке Рязанцев выступил с мастер-классом о дубляже, а также представил фильм «Любовь без размера», который выходит в прокат в октябре. Газета «Меридианов Тихого» VIFF Daily опубликовала интервью с Алексеем Рязанцевым, который в том числе рассказал про то, как коронакризис сказался на киноотрасли. Алексей Рязанцев во время мастер-класса — С кем же, как не с вами, поговорить о той ситуации, которая сложилась в результате пандемии в кинопроизводстве, кинобизнесе. Изменит ли пандемия кинопродукт как таковой? Станет ли «постпандемийное» кино еще более зрелищным, чтобы заманить зрителя, или повернется в сторону содержательности, осмысления случившегося? — Не думаю, что до пандемии мы смотрели бессодержательное кино. Каждое время диктует свои темы, и кино откликается на них. И уж тем более я не думаю, что надо как-то специально освещать в кинематографе проблемы пандемии, карантина и так далее. Что касается нынешнего кризиса – за многолетнюю историю кинематографа пережил столько сложных периодов, причем намного более сложных и страшных, чем тот, что мы проживаем сегодня, что не стоит так уж сильно беспокоиться. Кстати, каждый из таких периодов позже получил свое отражение в фильмах. Но не стал главенствующей темой, заменяя и подменяя собой другие классические жанры — комедию, триллер и так далее. Понятно, что за период карантина случился просто супервсплеск популярности просмотра фильмов онлайн и все стриминговые ресурсы озолотились тем количеством новых подписчиков, которые у них появились. И хотя много говорилось о том, что, как только кинотеатры откроются, люди сразу в них вернутся, отказавшись от онлайн-просмотра, этого не произошло. Возможно, потому что до сих пор нет полноценной вакцины и люди не уверены в том, что поход в кинотеатр будет полностью безопасным для них и главное — для их детей. Да, за последние 10 лет росла именно семейная посещаемость кинотеатров. Семейный поход в кино становился одним из главных двигателей формирования кассовых сборов. Именно походы на фильм семьей помогли многим российским кинолентам — «Т-34», например, «Движение вверх» и так далее — набрать аудиторию и собрать большую, чем предполагалось, кассу. Сегодня мы видим, что семейные просмотры фактически отсутствуют, вести с собой ребенка в кино многие опасаются. И важно вернуть именно эту аудиторию... Но я думаю, что, какие бы усилия мы ни прикладывали, семья в кино не пойдет до тех пор, пока ее взрослые члены не будут уверены, что это полностью безопасно. Как его сделать таким — вот вопрос. Я искренне верю и знаю, что сегодня поход в кино, в театр более безопасен, чем поездка в общественном транспорте или ужин в ресторане. И для меня абсолютно непонятно, почему у населения формируют такой стереотип, такое предубеждение, что кино, театр, концерт посещать чревато. Слава богу, пока кинотеатры не закрываются массово, но я знаю примеры, когда в некоторых городах их закрывают на субботу и воскресенье, например. Это ужасная глупость. — Как долго киноиндустрия будет выбираться из той ситуации, в которую его ввергла пандемия? — От пандемии пострадало не только кино. Это коснулось всех зрелищных учреждений — театры, концертные залы, спортивные сооружения прочувствовали на себе. Уверен, что до того момента, когда коронавирус станет обычной сезонной инфекцией, от которой можно привиться, ситуация стабильной не будет. С другой стороны, человечество сопровождает масса болезней, от которых нет и не может быть вакцины и от которых умирают. Но ведь это не значит, что все засядут по домам и перестанут ходить в кино. Киноиндустрия в нашей стране пережила много. Достаточно вспомнить времена распада СССР, когда выяснилось, что кино и кинотеатры государству не нужны. Помните, как все закрывалось, как в кинотеатрах мебелью торговали или просто — дверь на лопату, и все? Но ведь и это преодолели, со временем все стабилизировалось: сегодня кинотеатры на 99% — это частная инициатива, предпринимательская деятельность. Частный бизнес восстановил целую отрасль. А государство... В жизни и развитии кинотеатров оно участия не принимает, но принимает участие в их закрытии, и это парадокс. Ведь кино — это не просто зрелище, это огромная отрасль, в которой занято множество людей. Есть города, в которых кинотеатр — практически градообразующее предприятие, и если он закрывается, там нет вообще никакого досуга. Как это можно не понимать, не учитывать? Да, формат потребления кинопродукта будет меняться, никуда не денутся онлайн-платформы, появится новая стратегия у крупных киностудий, как американских, так и российских, когда какие-то мегакрупные проекты будут прокатываться в кинотеатрах, а более мелкие уйдут в онлайн. И если кинотехнологии в современных кинотеатрах не найдут нового, более интересного пути, то определенный отток зрителя будет происходить. Ведь сегодня у себя дома можно увидеть и объемное кино, и установить домашний кинотеатр, поэтому кинопрокатчикам и создателям фильмов надо думать об изменении формата, который снова приведет людей в кинотеатры. И эта история никак не связана ни с пандемией, ни с карантином. Если мы сумеем предложить людям какой-то новый интересный формат киносмотрения, то это сработает. — Скажутся ли новые правила номинирования на «Оскар» на интересе к голливудскому кино? Мы ведь посмеиваемся над чернокожими рыцарями Круглого стола и всем прочим. Не отобьют новые правила охоту смотреть фильмы, сделанные по обязательным условиям? — Мне думается, что оскаровский комитет просто закрепил и укрепил те правила, что существовали уже давно. К вящему удовольствию представителей разного рода меньшинств. Но все это было, и все это мы видели. Это не революция, а эволюция. К тому же это правило не является обязательным для всех, только для тех, кто хочет номинироваться на «Оскар». А в тех же Штатах есть прекрасные мастера кино, которые как снимали, так и продолжают снимать фильмы без всяких там условий, просто зная, что «Оскар» не достанется. Зато достанутся зрительская любовь и уважение. А они, будучи выражены в огромном бокс-офисе, порадуют и студию, на которой снимался фильм. Все-таки «Оскар» — это не столько вершина, сколько фетиш. — Поговорим о вашем хобби — дубляже. У вас дивный баритон, а вот Северус Снегг в фильме говорил совсем другим голосом. Вы меняете тембр голоса под конкретного персонажа? — Главный в дубляже — режиссер. Он примерно знает, какие тембры у персонажей и как следует им говорить. И да, актеры дубляжа следуют за персонажем. Должен заметить, что в России много фильмов идет и без дубляжа, на языке оригинала, с субтитрами, и многие зрители предпочитают именно такое кино, потому что хотят слышать настоящий голос любимого артиста, практиковаться в языке и так далее. Однако большая часть публики все же предпочитает дубляж, и главное — не испортить своей работой ни персонажа, ни тем более фильм. Для меня дубляж действительно хобби, я не получаю за это денег. И не стал бы отнимать хлеб у многих прекрасных актеров дубляжа, которые этим зарабатывают. Поэтому берусь за работу, только когда понимаю, что смогу сделать это качественно, не выпячивая себя, а ставя на первое место актера и его персонаж. Вообще с дубляжом много забавного связано. Актер, чей голос звучит за кадром, вовсе не обязан визуально быть похожим на того артиста, которого он озвучивает, и уж тем более на персонажа. Помню, как на премьере одной из частей «Властелина колец» нас, актеров дубляжа, пригласили на сцену. И юная поклонница Вигго Мортенсена, игравшего Арагорна, была, как потом она написала в соцсетях, ужасно разочарована, увидев на сцене, по ее словам, пожилого дядю в очках. Она поверить не могла, что такой прекрасный голос принадлежит такому не похожему на Вигго Мортенсена человеку. Вот поэтому актеров дубляжа, кстати, и не особо афишируют. Это правильно. Зачем разочаровывать зрителя? Мы остаемся за кадром.

Бывали времена похуже: как коронакризис сказался на российской киноотрасли
© Prim.News