Режиссёр одного из фильмов на «Меридианах Тихого — 2020» предложил зрителям творить вместе с ним
Лента вошла в конкурсную программу фестиваля. Фильм «Длинный день» китайского режиссера Ло Юймо представили в рамках XVIII международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». Дебютная работа Ло Юймо вошла в конкурсную программу владивостокского фестиваля. Перед началом сеанса показали видеообращение режиссера. Он рассказал, что сюжет фильма основан на новостном сюжете, который вышел в 2003 году. «Когда этот фильм был только создан, в нем было сильное противостояние и переплетающийся напряженный сюжет. Но во время съемок и монтажа я постепенно убрал напряжение из сюжета, чтобы он стал более прозаическим. Потом я убрал и точки переплетения. Но в фильме осталось много деталей. Во время просмотра наблюдательные зрители смогут заметить эти детали. Я надеюсь, что каждый, кто посмотрит этот фильм, сможет использовать силу воображения, чтобы увидеть то, что я скрыл. Творите со мной», — сказал Ло Юймо. О фильме Кадр из фильма «Длинный день» «Однажды молодой человек приобретает подержанный мопед и становится курьером. В этот же день Лань Сюй ссорится со своей подругой Ли Цань из-за житейских проблем. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Ли Цань оставляет свою трехлетнюю дочь Ань Ань дома и решается на воровство из магазина... К чему приведет цепь мелких и с виду незначительных событий этого длинного-длинного дня?» — говорится в синопсисе картины. В газете кинофестиваля VIFF Daily (PDF) также вышло интервью с режиссером. — Сначала хотелось бы уточнить: а что, китайская полиция имеет право задержать мать, если у нее в квартире остался в одиночестве трехлетний ребенок? — Китайская полиция имеет право задержать любого, кто нарушает закон. Что касается оставшегося дома ребенка, то, на их взгляд, это совершенно другое дело, не имеющее ничего общего с преступлением. Нарушитель и его семья — разные люди. — Почему ваш фильм черно-белый? — Я снял его черно-белым, потому что события, которые в нем происходят, реальны и произошли давно — это во-первых; во-вторых, мне не хотелось делать цветным мир, в котором люди живут в серости, холоде и мраке. — Можете рассказать, как вы формировали структуру своего фильма? Она ведь довольно нестандартная. — Структура фильма прозаическая. Персонажи и сюжетные линии свободно связаны через время и пространство. Структура и правда нестандартная, но вполне уместная для этого фильма. Еще я вдохновлялся фильмами Аббаса Киаростами. — Нравится ли вам экспериментировать с драматургической формой? — Я люблю и нарративные, и драматургические эксперименты. «Длинный день» — лишь начало. Я буду пробовать еще. — Вы работали на картине как режиссер, сценарист, продюсер, оператор, режиссер монтажа, композитор. Не могли доверить все это кому-либо другому или просто хотели максимально почувствовать себя автором? — Я бы предпочел оставаться только режиссером и автором сценария, но у меня просто не хватит бюджета, чтобы пригласить еще людей, так что пришлось обойтись своими силами. — У вас в фильме довольно длинные планы: люди долго едят, девушка слушает музыку, пишет записку. Расскажите про темп в фильме? — Герой фильма — доставщик еды, курьер, он подолгу ест, потому что для него это единственное время в течение рабочего дня, когда он может спокойно посидеть и расслабиться. Но ему все время мешает его работа, и день этот целиком проходит для него довольно драматично. Девушка слушает музыку, читает книгу — она прокладывает путь к последующим конфликтам между персонажами, которых мы видим и не видим на экране. В то же время эти сцены своего рода эксперименты: ты смотришь на героиню и не предполагаешь, что у нее в голове и на душе. Далее после сцены с музыкой она пишет записку, и это ее конфликт с той средой, в которой она живет. Текст записки во многом вдохновлен романом Джорджа Оруэлла «1984», я там отчасти обшучиваю цитату из книги, описывая боль человека, который делит с кем-то квартиру. И эту книгу читает девушка, когда слушает музыку. — Почему в качестве музыки вы выбрали Sonata No. 8 Бетховена? — Трагическим историям нужна грустная музыка. Я вспомнил сонату, и, кажется, ничего лучше не подходит к этой истории, чем она. — Название вашего фильма, разумеется, напоминает знаменитую пьесу Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь» и ее экранизацию Сидни Люмета. Там тоже были такие персонажи, переполненные состраданием, но неспособные помочь друг другу. А какие у вас были референсы? Что вы смотрели, читали, когда снимали? — На самом деле у меня не было никаких референсов. Мне достаточно было тех противоречий и конфликтов, которыми наполнен сценарий. И структура там была каноническая. Когда я начал снимать, я этот сценарий отбросил подальше, мне не хотелось, чтобы конфликты и связи были слишком обыкновенными. Очень похоже на китайскую живопись: многое убираешь, оставляя в результате белый лист. Во многом я шел за интуицией. Когда я снимал, то думал лишь об основных персонажах фильма. Забыл про все остальное. Я спал по два часа в сутки. И закончил фильм. Хотя я и не до конца удовлетворен результатом, но это в том числе из-за того, что у меня был слишком скромный бюджет. — Вам вообще дни кажутся длинными? — Да, особенно дни съемок, они были очень длинными. Я все ждал, когда завершу фильм, но конца-края было не видно. О режиссере Ло Юймо Ло Юймо — режиссер, сценарист. Окончил Сианьский международный университет. Карьеру в кино начал как независимый автор, писал сценарии, рецензии, рассказы. В 2019 году поступил на режиссерское отделение Пекинской киноакадемии. В январе 2020-го выпустил свой режиссерский дебют «Длинный день», на котором также выступил как сценарист, оператор и продюсер. О фестивале «Меридианы Тихого» Фестиваль «Меридианы Тихого» в 2020 году проходит с 10 по 16 октября. Новости о фестивале читайте в специальной рубрике.