Главная награда – признание учеников
На протяжении нескольких десятилетий фамилия «Родь» для большинства хантымансийцев неразрывно связана с понятиями «культура» и «музыка». Поэтому неслучайно героиней рубрики «Спасибо за город» стала Татьяна Юрьевна Родь, преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин МБУДО «Детская школа искусств».
Рождение музыканта
Родилась Татьяна Юрьевна в городе Чапаевске ныне Самарской области, ее отец работал инженером, мама - лаборантом. Настоящими событиями для маленькой Татьяны являлись поездки к дедушке в Самару.
- Это была интеллигентная и образованная семья, с давними культурными традициями, - вспоминает она. - А самым привлекательным для меня предметом в дедушкином доме была настоящая фисгармонь, я от нее практически не отходила. Сегодня согласилась бы заплатить любые деньги, чтобы ее вернуть…
Наверное, именно здесь у нашей героини по-настоящему зародилась страсть к музыке, которая с легкостью преодолевала любые преграды:
- Мы жили всемером в маленькой комнатке, я, например, спала под столом. Два года занималась в музыкальной школе по классу баяна, но просила перевести меня на фортепиано. Так вот, чтобы записаться на покупку пианино, мы целую ночь выстояли в очереди. Зато вскоре, помню, открываю дверь, а на месте дивана стоит черный блестящий инструмент, а на нем записка: «Руками не трогать!». Устроили праздник, даже соседку пригласили, которая якобы умела играть на пианино. Исполнила она только «Собачий вальс», но слушали мы ее с восторгом!
После средней школы, в 1972 году, наша героиня поступила на музыкальный факультет Куйбышевского педагогического института. Были планы продолжить работу в институте, но на выбор окончательного решения повлиял мудрый совет коллеги: «Если останешься, то для окружающих всегда будешь «Танечкой», а если уедешь, то станешь «Татьяной Юрьевной»…
Поэтому в 1976 году она в составе целой команды молодых специалистов из двенадцати человек приехала по распределению в Ханты-Мансийское педагогическое училище, где только-только открыли музыкальное отделение. И проработала в нем долгих 36 лет.
- Когда папа узнал о том, что меня отправляют на Север, то велел срочно выучиться водить машину, - с улыбкой вспоминает собеседница. - И посадил за руль «Урала». Права я получила, но водить боюсь до сих пор…
О коровах, картошке и любви к музыке
Знакомство с тогдашним окружным центром стало для юного педагога настоящим культурным шоком:
- Я коров страшно боялась, а здесь они были повсюду! Когда я встречала на деревянном тротуаре неспешно идущую навстречу буренку, то вежливо пропускала ее, прямо в туфельках сходя в лужу…
Зато импонировали отношения, царящие в стенах образовательного учреждения, которым в то время руководил Николай Иванович Ботвинкин.
- Он любил музыкантов и с заботой относился к нашим нуждам. И вообще мне в жизни всегда везло на знакомства с хорошими людьми, - убежденно говорит Татьяна Юрьевна.
Правда, поначалу «на северах» она собиралась лишь отработать положенный по распределению срок и вернуться на родину, да тут, по собственному признанию, «подвернулся Ярослав Иванович» - симпатичный и энергичный баянист, тоже приехавший в Сибирь поднимать здешний уровень культуры и образования. Два молодых педагога полюбили друг друга и вскоре сыграли свадьбу.
Примечательно, что дочь Оля объединила в себе их музыкальные таланты и с юных лет стала предметом гордости не только родителей, но и всего Ханты-Мансийска. В середине 90-х юное дарование блистало не только в городе, принимая участие во всех массовых концертах, но и на российской сцене, например, стала одним из победителей конкурса «Утренняя звезда».
Во второй половине прошлого века педучилище Ханты-Мансийска превратилось в настоящую кузницу педагогических кадров для многих регионов Советского Союза. Сюда приезжали поступать юноши и девушки со всех уголков страны – сказывалось высокое качество обучения и полное отсутствие такого явления, как коррупция. Здесь все было по-честному и всерьез.
- Рано утром я вела дочку в садик, по дороге заходила в общежитие к своим студенткам и всех поднимала. Говорила: «Музыкальные классы открываются в шесть утра, поэтому идите и занимайтесь на свежую голову!». Нередко бывало, что по вечерам девочки тайком от сторожа оставались в здании, а после его ухода садились за инструменты и играли, - взгляд Татьяны Юрьевны туманят воспоминания.
Советское образование – это не только занятия в классах и аудиториях, но и «коллективообразующая трудотерапия» на подшефных предприятиях народного хозяйства, в которой принимали активное участие все школьники и студенты. Нежные пальцы пианисток и баянисток также регулярно погружались в жирный колхозный чернозем.
- На картошку я с девочками ездила – конечно, тяжелый труд, слякоть, отсутствие цивилизованных условий для проживания, но зато есть, что вспомнить!
У классного руководителя, которым много лет являлась Татьяна Юрьевна, была еще одна очень хлопотная забота – так сказать, минимизировать для своих подопечных негативные последствия взаимоотношений полов - с тем, чтобы они не вредили ни образовательному процессу, ни самим студенткам. С годами собеседница приобрела в этом деле большой опыт:
- Естественно, всякое случалось, например, «женихов» ловила, которые по простыням спускались из окон общежития. Укоряла своих: «Девочки, только посмотрите на их внешний вид, а вы же – интеллектуалки!». Бывало, и замуж студенток выдавала – и ничего, до сих пор счастливо живут…
От училища – к театру
К сожалению, в результате разного рода модернизаций музыкальное отделение в родном образовательном учреждении было расформировано, и в 2010 году Татьяна Юрьевна перешла преподавать в МБУДО «Детская школа искусств».
Ею был создан детский театр песни «Экспромт» при КДЦ «Октябрь», а позже - театр песни «Калейдоскоп». Здесь под ее руководством юные таланты постигают навыки пения и хореографии, учатся держаться на сцене, успешно выступают на всех городских мероприятиях и концертах. Подопечные Татьяны Юрьевны неоднократно побеждали в различного уровня творческих конкурсах: «Национальное достояние», «Мы вместе», «КИТ», «Роза ветров», «Музыкальный Олимп», «Вершина творчества» и т.д.
- В театр песни я беру ребятишек с трехлетнего возраста. Бывало, некоторых, самых робких, поначалу приходилось из-под рояля «выковыривать», но зато впоследствии их таланты полностью раскрывались. Главное – заинтересованность родителей, пока родители не осознают важности своей роли, школа в одиночку ничего не сделает, - считает педагог.
С высоты своего опыта она со знанием дела рассуждает о достоинствах и недостатках современной системы образования, педагогических новациях и воспитательных приемах:
- Ребенку необходимо полноценное общеинтеллектуальное развитие. Невозможно играть Рахманинова и при этом не читать классику! Воспитание и образование неотделимы. На занятиях по дирижированию, фортепиано я должна ребенка поддерживать за руки, а он должен видеть поведение педагога – как он вышел на сцену, как улыбнулся зрителям. Все это чрезвычайно важно!
В вечном «споре поколений» наша героиня придерживается «золотой середины»:
- Наша прежняя закалка была более человечной. Конечно, современные дети не привыкли к трудностям, но среди них есть таланты, которые стремятся развиваться и совершенствоваться. Большим испытанием является для них участие в ответственных конкурсах. Нередко они очень переживают, трясутся перед выступлениями, но это оправдано - без конкуренции нет творческого роста.
Заслуги Татьяны Юрьевны Родь оценены по достоинству. В 1992 году она стала «Отличником народного просвещения», а в 2004-м Указом Президента страны ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Множество ее воспитанников стали уважаемыми педагогами, успешными музыкантами, но, самое главное – хорошими людьми, достойными членами нашего общества. И главной наградой нашей героини являются признания бывших учеников: «Спасибо, именно вы научили нас работать!».
О самом главном
Сегодня Татьяна Юрьевна по-прежнему с удовольствием преподает, занимается с юными хантымансийцами, прививая им навыки прекрасного и показывая достойный пример бескорыстной любви к музыке.
Дочь Ольга закончила «Гнесинку», стала кандидатом искусствоведения, живет в российской столице. Кстати, ее супруг тоже музыкант, играет у Спивакова в «Виртуозах Москвы». Поют обе внучки – трехлетняя Виктория и восьмилетняя Полина, причем, старшая радует близких разносторонностью своих увлечений – она уже побеждала в соревнованиях по шахматам и ушу.
В свободное время наша героиня любит вышивать крестиком, ее замечательные работы повсюду размещены в кабинете, что создает уютную домашнюю атмосферу.
- Мне повезло с мужем, который любит готовить и часто балует кулинарными изысками, - признается собеседница. – После занятий в «Театре песни» очень устаю, возвращаюсь поздно. Собственной дачи у нас нет, но, будучи в гостях, я всегда «лезу в землю» - сказывается, наверное, детская тяга к огороду.
Автор: Андрей Рябов