Называны главные ляпы сериала “Эпидемия”
Называны главные ляпы сериала “Эпидемия”
Российский сериал “Эпидемия” привлек внимание иностранцев – его купила крупная международная платформа. И понятно, почему: снятый в 2018 году, в чем-то он предугадал нынешнюю пандемию коронавируса. Его даже называют “пророческим”. Правда, по сюжету сперва Москву, а потом Россию охватывает страшная болезнь с дикой смертностью и ужасными симптомами. Вместе с российским профессором и практикующим врачом мы разбирались, возможно ли такое в реальности.
Фото: Кадр из видео
Вот лишь одно из мнений зрителей о сериале “Эпидемия”: «Пока смотришь десятки подобных голливудских фильмов и сериалов, все воспринимается как фантастика…. А тут же все реально: герои, похожие на соседей или знакомых, родные, привычные города и пейзажи. От этого реализма становится страшно. Сериал впечатлил, задел за живое… Особенно на фоне нынешней ситуации с пандемией».
В основу киносюжета был положен роман писательницы Яны Вагнер «Вонгозеро». Речь в этой экранной эпопее идет о некоем доселе неизвестном и очень опасном вирусе, который вдруг начал стремительно распространяться по Москве. Как написано в аннотации: «Столицу охватывает эпидемия, постепенно превращающая ее в город мертвых… Деньги потеряли свою ценность, повсюду царят хаос и беззаконие и орудуют банды мародеров, СМИ нагнетают панику, те, кто еще не заражен, отчаянно сражаются за еду и бензин. Город закрывают на карантин».
Главные герои спасаются от смертельной болезни бегством, – уезжают из атакованного заразой столичного региона в карельскую глухомань, чтобы там переждать эпидемию. На пути к острову посреди заповедного Вонгозера в Карелии разворачиваются многочисленные и опасные приключения, сопровождаемые «страшилками», на которые не поскупились создатели фильма.
Однако обсуждение достоинств и недостатков сериала именно с такой апокалиптической стороны не входит в нашу задачу. Представляется интересным оценить фильм-«предсказание» с точки зрения эпидемических реалий. Насколько жизненно показана ситуация с развитием эпидемии и действия при этом властей, силовых структур, населения?
Увы, просмотр первых нескольких серий предоставил очень скудную пищу для рассуждений на сей счет. Собственно «портрету» самой эпидемии и показу обстановки в городе, возникшей в связи с ней, выделено авторами сериала совсем мало экранного времени.
Нет, тема нашествия страшной инфекции на Москву в фильме присутствует постоянно. В большинстве серий она дана рефреном. Картинками-перебивками, отделяющими друг от друга отдельные куски драматического киноповествования. Каждая из этих «картинок» демонстрирует абсолютно пустые улицы или автомагистрали зимней Москвы, закрытой на карантин, и появляющееся на их фоне слово «эпидемия».
Авторам фильма, снимавшим его два-три года назад, такие безмашинные, безлюдные панорамы, наверное, представлялись воплощением Апокалипсиса, хотя мы теперь, пережив месяцы режима глобальной самоизоляции в столице, относимся к подобным городским пейзажам, как к чему-то уже привычному, хорошо знакомому и отнюдь не пугающему.
Судя по обрывочным сведениям из реплик героев фильма, из «репортажных» кадров, изображающих события в Москве, можно лишь в самых общих чертах представить себе, что же за напасть обрушилась на мегаполис и его окрестности. Самыми информационно насыщенными кадрами в этом смысле оказались те, где в 1-й серии показана телетрансляция с интервью врача-вирусолога. «Вирус распространяется стремительно… Болезнь сопровождается кашлем, кровохарканьем. Происходит быстрое поражение легких. Одним из внешних признаков является также быстрое обесцвечивание радужной оболочки глаз… Заразившийся человек сгорает за 3-4 дня».
В режиме ЧС военные эпидемиологи действуют жестко: например, из-за одной девчушки, у которой обнаружено заболевание, запирают на карантин школу со всеми учителями и учениками. Въезды и выезды из Москвы перекрыты. В город пропускают лишь фургоны-рефрижераторы (информация, прозвучавшая вскользь в виде предположения одного из действующих лиц: для вывоза трупов).
Признаюсь, первоначально поставленная задача услышать мнение о сериале посмотревших его эпидемиологов, оказалась в реальности не самой простой. Несколько раз такие интервью обрывались, практически не начавшись, по той простой причине, что обзваниваемые мною специалисты не посмотрели данный сериал. Еще пара опрошенных медиков, услышав вопрос, отделалась очень лаконичной ответной репликой: «Здесь не о чем говорить!»
Однако комментарий удалось получить от заместителя директора по научной работе НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Николая Филатова.
«На мой взгляд, показана абсолютно фантастическая ситуация, – говорит профессор. – Упомянутый характерный признак заболевших – белесые, словно закрытые бельмом, глаза, это, конечно, для пущего внешнего эффекта придумано… Совершенно не понятно, почему вдруг именно на Москву неожиданно обрушилась эта загадочная эпидемия? Ну я понимаю, если бы это был какой-то большой город в Юго-Восточной Азии, где очень большая плотность населения, где интенсивность и скорость коммуникаций высокая. Вот в тех условиях подобное неожиданное возникновение мощной эпидемической вспышки можно представить. А тут…
Почему-то для москвичей появление этой инфекции оказывается сюрпризом! То есть до того никаких вспышек данного заболевания нигде не случилось? Получается, что в Москве все очень плохо, а в других местах все нормально? Нет, повторюсь: это фантастика».
Медик, посмотревший несколько серий «Эпидемии». Сергей Стриженко, врач одной из столичных больниц, принимавший весной участие в обороне от COVID-19, также высказался скептически об эпидемических картинах, показанных в сериале.
«Собственно говоря, понятно, что загадочная эпидемия – это лишь причина, «возмутитель спокойствия», оттолкнувшись от которого авторы разворачивают всю драматическую канву приключений своих героев. Основная начинка фильма представляет собой череду эпизодов, связанных с выживанием главных действующих лиц в экстремальных ситуациях. Причем непосредственно с эпидемией связаны лишь первые события этого сериала, а потом пошло-поехало – экстремальная робинзонада на окраинах цивилизации, среди дикой природы.
Подобных фильмов, где сюжет закручивается вокруг борьбы за свое спасение людей, оказавшихся в сложных и опасных условиях, много. И причин, вытолкнувших героев в эти самые условия, тоже сценаристы напридумывали много: нашествие монстров, инопланетян, беглых бандитов, землетрясения и другие стихийные бедствия… Вот в данном случае предпочли эпидемию.
Сама по себе болезнь изображена довольно эксцентрично, такой ужастик. Эти страшные белесые глаза, кровь изо рта… Смерть, подстерегающая прямо на ходу – вспоминаются эпизоды с прохожим, сраженным заразой на пешеходной дорожке, или с сотрудницей офиса, которая скоропостижно скончалась в кабинке туалета. Между прочим, что-то похожее нам показывали, помнится, в начале разгула пандемии коронавируса. Была одно время среди охотников за жареными теленовостями мода на кадры с трупами людей, якобы умерших от коронавируса прямо на улицах. Потом оказалось, правда, что это все фейки.
Из той же обоймы внешних пугающих фактов мизансцена, где военные эпидемиологи в защитных костюмах, в масках и респираторах проводят обеззараживание заболевшей девочки в школе, распылив на нее некую белую субстанцию.
К слову сказать, о масках. Мощную защиту лица, дыхательных путей мы видим у военных и у мародеров, показанных в фильме. А вот простые жители практически все без масок. В памяти отложился лишь один эпизод, где Анна, героиня, которую играет Виктория Исакова, пытаясь предохраниться от проникновения инфекции через дыхательные пути, прижимает к лицу салфетку.
У меня вопрос: эпидемия с тысячами заразившихся и погибших накрыла Москву в считаные часы, так что никто толком не успел попробовать от нее защититься? К такому же выводу подталкивают и некоторые другие сцены из фильма. Например, создается впечатление, что Сергей и Анна впервые узнают об эпидемии из программы теленовостей, в которой врач упоминает уже о двух тысячах людей, пораженных заболеванием в Москве. Господа, дело же не в средние века происходит! Нам реальная история с коронавирусом подсказывает, что подобная информация загодя к людям начинает поступать.
Или подразумевается, что именно Москва оказалась стартовой точкой распространения новой инфекции? Но тут я полностью солидарен с мнением уважаемого профессора Филатова: подобная зараза начинает свой путь по миру отнюдь не из российских «медвежьих углов», а с оживленных людских перекрестков в Азии.
Столь же нелогично выглядит эпизод в глухомани Вологодской области, где Павел, местный врач «скорой» везет на медицинском УАЗике в какой-то возникший очаг заболевания коробки с неким лекарством против этой болезни. То есть эпидемия вроде бы еще только-только началась, а у медиков уже отработан алгоритм борьбы с ней и есть соответствующие препараты?
Впрочем, эта сюжетная линия подана очень поверхностно, так что многое вообще трудно понять. А весь заход с поездкой за лекарствами нужен лишь для того, чтобы встроить Павла в компанию людей, бегущих из Москвы в Карелию; среди них – Ирина, с которой у этого врача при первой же встрече возникает симпатия.
Так что, повторюсь, в сериале сама главная героиня – эпидемия, и все связанные с ней детали выполняют лишь чисто технологическую роль, продуцируют поводы для развития приключений главных героев. Искать в эпидемических эпизодах фильма какое-то пророчество, какие-то аналогии с нынешней пандемией совершенно напрасно.
Ну а для большего воздействия на зрителя авторы добавили в сериал жесткача. Это и упомянутые уже мной внешние ужасные признаки болезни, и многочисленные убийства, связанные с разгулом неконтролируемой толпы и банд мародеров. Здесь тоже я вижу явное логическое противоречие: при введении столь жестких мер обеспечения режима ЧС, который по сценарию объявлен в Москве, странно было бы, чтобы военные, полиция, поставив мощные кордоны на въездах в город, не организовали внутри него усиленное патрулирование с целью пресечения возможных инцидентов и борьбы с мародерством. Однако в фильме нет и намека на такие действия блюстителей порядка.
Мне кажется, если бы такой сериал начали создавать сейчас, после многих событий, связанных с пандемией COVID-19, многие кадры, многие сцены «эпидемические» были бы сняты по-другому».