Мракобесие на марше: воинствующая серость задает тон в культуре
Мракобесие на марше: воинствующая серость задает тон в культуре
Люди моего поколения хорошо помнят передачу “Очевидное – невероятное”, которую вел С.П. Капица. Ее сюжетами были невероятные прорывы в науке, рождающие у телезрителей безграничную веру в научный прогресс и твердое ощущение уверенности в завтрашнем дне. XXI столетие представлялось воистину золотым веком, несущим человечеству избавление от многих бед, в числе которых: эпидемии и техногенные катастрофы, ранний уход из жизни и рождение неполноценных детей и т. п. Люди верили и искренне надеялись в то, что “и на Марсе будут яблони цвести”.
Фото: Алексей Меринов
Разочаровало ли нас наступившее столетие? Скорее, удивило. Что же касается передачи, то, на мой вкус, ее самое время восстанавливать, но, как это принято говорить сегодня, в современном формате, с учетом специфики восприятия нынешних зрителей.
Что же изменилось в их восприятии? Буквально все! Очевидные научные прорывы, подтвержденные серьезными экспериментами, воспринимаются, как невероятные сказочные события, своего рода химеры, не имеющие ни малейшего отношения к нашей повседневной жизни. И, напротив, невероятные, вымышленные, из пальца высосанные мнения и советы недоучек (школьных троечников) воспринимаются, как жизненное руководство к действию. В доказательство привожу три сюжета, которые могут найти достойное место в обновленной телепередачи. Начинаю с “Очевидного – позитивного”.
Мой добрый знакомый – замечательный хирург – продемонстрировал мне свою операцию, которую он производил при помощи робота. Не пугайтесь, ни какие гигиенический нормы не были нарушены, гость не находился в операционной. Управление роботом осуществлялось дистанционно.
Комплекс состоит из двух блоков, первый предназначен для хирурга-оператора, а второй — собственно четырёхрукий робот-манипулятор — является исполнительным устройством.
Одна из «рук» робота держит видеокамеру, передающую изображение оперируемого участка, две другие в режиме реального времени воспроизводят совершаемые хирургом движения, а четвёртая «рука» выполняет функции ассистента хирурга.
Масса аппарата — полтонны. Врач-хирург садится за пульт, который даёт возможность видеть оперируемый участок в 3D с многократным увеличением и использует специальные джойстики для управления инструментами.
Я залюбовался работой хирурга. Он работал всеми десятью пальцами и обеими ногами. Возникла невольная ассоциация с концертным выступлением органиста! А что? Мастерства и вдохновения для такой операции требуется никак не меньше. Жаль только, что робот американского производства, что лишний раз доказывает: для поступательного движения прогресса требуется всемирная открытость и непрекращающийся обмен информацией. Но с открытостью у нас худо, о чем свидетельствует второй сюжет, который я бы назвал: “Невероятное (для цивилизованного мышления), но очевидное”.
Во МХАТе им. Горького теперь при приеме на работу учитывают взгляды соискателя на религию и знание трудов философа Дугина. Подобные вопросы есть в анкете для собеседования. Как сообщает РБК, «опросник предназначен не для всех будущих сотрудников, а только, как говорят в театре, «для работающих со смыслами». Актерам отвечать на вопросы не предлагают». Среди прочих есть вопросы об отношении к религии, курению, алкоголю, «русской корневой культуре, орнаменту, укладу, фольклору». Кроме того, соискатель должен просмотреть две лекции Александра Дугина о театре и вступительное слово худрука МХАТа Эдуарда Боякова о них. РБК пишет, что общее количество просмотров всех трех видео 2,8 тыс., а комментариев к ним всего пять, среди которых есть и такой: «Это невозможно слушать… Еще выдумываете тестовые задания, чтобы хоть какие-то просмотры набрать».
Парадоксально, но при таком “кастинге” поступить на службу во МХАТ становится сложнее, чем в органы НКВД в годы большого террора. Налицо воинствующее мракобесие. Впрочем, определение “воинствующее” здесь излишне. Иным оно быть не может!
И, наконец, третий сюжет нашей переформатированной передачи. Он напрямую касается образования, и лишний эпитет к нему применим. Отсюда название: “Воинствующая серость”.
Место действия – сельская школа в Удоренском районе республики Коми.
“Фигурант дела” – директор сельской школы Лютоев Владимир Васильевич, сорока пяти лет отроду.
Школа успешная, дети в нее стремятся, их родители в директоре души не чают. Директор не почивает на лаврах, выигрывает разнообразные гранты, используя полученные средства на развитие школы.
Но наступает момент, когда у руководителя школы заканчивается пятилетний контракт. Казалось бы, при таком поступательном развитии школы и возрасте руководителя (45 лет – это возраст расцвета управленца, когда уже накоплен необходимый опыт, а энергия так и брызжет), надо продлить контракт, и дело с концом!
Но не тут-то было. Контракт с ним прерывают. Почему? Он слишком докучливый и неудобный для муниципального руководства. Еще бы, пять лет кряду борется за выделение средств на ремонт прохудившийся крыши, избран депутатом местного муниципального собрания на альтернативной основе. Что, между прочим, свидетельствует о доверии к нему местного населения. Но как такое самостояние спокойно перенести районному начальству? Юридически оно имеет полное право не возобновлять контакт, что и делает. Формальных нарушений нет.
Директор подает в суд первой инстанции и выигрывает его. Но озабоченная соблюдением буквы закона и ощущающая на генетическом уровне свои родственные связи с администрацией прокуратура опротестовывает данное решение. Дело передается выше. К настоящему моменту В. В. Лютоев прошел уже четыре суда.
Короче, судебные тяжбы продолжаются вот уже почти пять лет! Это ли не воинствующая серость, для которой нет ничего дороже собственного дремучего покоя?
Нет, как хотите, а передачу “Очевидное – невероятное” следует возобновлять немедленно.