МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Российские сериалы все чаще покупают ведущие зарубежные онлайн-платформы, они получают главные призы на международных фестивалях. Так, сериал "Эпидемия" Павла Костомарова об атаке неизвестного вируса, поражающего легкие, вошел в топ-10 лучших проектов на сервисе Netflix, а Стивен Кинг на своей странице в Twitter назвал его "чертовски хорошим". Проект "257 причин, чтобы жить" видеосервиса START был удостоен одной из наград на фестивале Canneseries.
Свою востребованность российский контент в том числе доказал на проходившем в этом году в формате онлайн международном телерынке MIPCOM. Так, в числе перспективных международных сериальных форматов оказались три российских проекта - "Хороший человек" и "Шерлок в России" (созданы студией Yellow, Black and White для платформы START) и "Территория" от компании Good Story Media.
Опрошенные ТАСС эксперты по производству и продвижению сериалов отмечают, что успех российского контента за рубежом показывает, что происходит переломный момент для мировой индустрии.
С чего все начиналось
Как указывает гендиректор "Роскино" Евгения Маркова, раньше в международной киноиндустрии сильной российской стороной была анимация, однако сейчас Россия заявляет о себе как очень серьезный игрок на глобальном рынке сериальной продукции.
"Экспансия российских сериалов на зарубежный рынок готовилась давно - не случайно одними из первых проектов Netflix, когда он только стал доступен в России, были проекты компании "Среда" <…> сделанные, безусловно, в рамках профессионального европейского кинематографа. И тут важно, что именно европейского, лишенного каких-то национальных черт, будь то подражание Тарковскому, бесконечное распитие водки с медведями или встреча с агентами КГБ, без которых все еще не представляют современную Россию", - рассказывает заместитель главного редактора портала об онлайн-сериалах The Digital Reporter и кинокритик "Кино-театр.ру" Мария Токмашева.
По ее словам, также зарубежные платформы давно демонстрировали интерес к историческим российским сериалам типа "Великой" с Юлией Снигирь или "Екатерины" с Мариной Александровой. Однако на российское кино и сериалы, меньше привязанные к истории и менталитету, многие долго не обращали внимания. "Дело не в продашкне - зарубежные компании все еще удивляются производственным бюджетам, с которыми работают русские, - а именно в нежелании погружаться в нашу индустрию, отсутствии каких-то работающих, дельных контактов. Первые шаги, сделанные той же "Средой" и сервисом START, а также в принципе заинтересованность фестивальных отборщиков новых смотров именно сериалов <…> в качественном продукте, не зависящем от страны производства, существенно расширили рамки и пути вхождения в мировой кинопроцесс российских проектов разной направленности", - подчеркивает Токмашева.
Развитие российской индустрии
Массовый переход в онлайн, произошедший с приходом пандемии, по словам главы "Роскино", дал новые возможности для работы с цифровыми платформами, так как аудитория была заинтересована в большом количестве нового разнообразного контента.
Маркетинг-директор 1-2-3 Production и телеканала ТВ-3 Лили Шерозия признает, что продажа "Эпидемии" на Netflix в категории Originals стала самым громким результатом активности компании во время пандемии. "Когда начался локдаун, мы увидели, как фильм "Заражение" (режиссера Стивена Содерберга) "выстрелил" на всех платформах. А у нас на руках был сериал в этой же тематике, и это выделяло нас среди всех остальных продавцов контента на рынке. Переговоры были непростыми, но сериал появился на платформе Netflix в категории Originals и сразу влетел в Топ-10 самых просматриваемых сериалов не только в Америке, но и во всем мире, и сейчас он удерживает третью строку в мире, а в России в день запуска полноценной русскоязычной версии сайта поднялся на первую строку", - поделилась она. Однако Шерозия отмечает, что это было достигнуто "практически без мировой рекламной кампании".
Во время пандемии активности компании не были свернуты, а, наоборот, увеличены. "Так, недавно наш проект "Полет" Петра Тодоровского стал лучшим на фестивале Serial Killer, где представлены проекты из стран Центральной и Восточной Европы ", - рассказывает Шерозия.
Вице-президент по международным продажам видеосервиса START и студии Yellow, Black and White Дарья Бондаренко, комментируя успех российского сериала "257 причин, чтобы жить" на фестивале Canneseries, отмечет, что это первая победа России за время существования конкурса, и, по словам зарубежных партнеров, переломный момент для всей индустрии.
"Это наша общая работа, приятно не только делиться собственными достижениями, но и наблюдать за успехами коллег. Потому что мы вместе двигаем индустрию и, наконец, Россия становится значимым, узнаваемым регионом-игроком, куда байеры самостоятельно обращаются за контентом, и во многих международных фестивалях класса "А" в основных программах появляются как минимум 1-2 проекта из России", - заметила она.
В свою очередь глава "Роскино" привела в пример фильм "Спутник" - фантастический хоррор режиссера Егора Абраменко. "Из-за пандемии фильм вышел сразу на цифровой платформе, а не в кинотеатральном прокате - впервые в истории российского кино. Сейчас этот фильм уже продан в более чем 100 стран <…> В сентябре "Спутник" возглавил американский iTunes, заняв первое место в категории "хоррор" и пятое в разделе "кино", - уточнила она.
В эту тенденцию попадают и веб-сериалы - в последние два года российские проекты регулярно становятся участниками и победителями международных веб-фестивалей. "А это первый шаг к экспорту данного контента. Например, наш сериал "Девушка с плеером", вышедший в прошлом году, получил более 10 номинаций и наград, в частности на фестивале Minnesota WebFest и SeriesLand в испанском Бильбао. Благодаря присутствию контента на международных фестивалях идут переговоры о международных сделках, российские веб-сериалы постепенно становятся полноценными игроками на контентном рынке", - рассказал генеральный продюсер онлайн-платформы Chill Антон Калинкин.
Секрет успеха "Эпидемии"
Как считает Мария Токмашева, успех "Эпидемии", а также других российских сериалов обуславливается сразу несколькими факторами, в числе которых долгая и рутинная работа по продвижению российского кино за рубежом, популяризация сериалов по всему миру, а также повышение вообще качества отечественных сериалов. "Два года назад с выходом на экраны "Домашнего ареста" российские сериалы даже внутри страны перестало "стыдно смотреть", то есть мы сейчас все так или иначе следим за тем, что происходит на отечественном ТВ и теперь онлайн-платформах", - подчеркивает она. Вследствие этого, как добавляет эксперт, российские зрители действительно стали меньше "воровать" контент и, особенно за время пандемии, приучились смотреть его более-менее легально.
Основной вызов
Генеральный директор компании "Экспоконтент" Александра Модестова в разговоре с ТАСС отметила, что в цифровой среде сложнее привлечь к себе внимание как минимум потому что параллельно происходит очень много различных активностей. "Выделяться приходится в первую очередь качественным и новым контентом. Поэтому основной вызов в сложившейся мировой ситуации - не столько в том, чтобы изобретать новые инструменты продвижения (все перешли в цифровую среду - эти инструменты уже используются), а в том, чтобы сохранить возможности производства <…> начиная от разработки сценариев, аппелирующих к широкой аудитории - как к национальной, так и к зарубежной, - заканчивая возможностью провести съемки в безопасной среде", - считает она.