Жила, когда снималась: диагноз не дал Богуновой сыграть Сонечку Мармеладову
Актриса Наталья Богунова начала сниматься еще подростком. Казалось, актерская карьера у нее будет вполне благополучной. Но звездная роль в ее жизни оказалась одна – учительница литературы и русского языка Светлана Афанасьевна, жена ученика-хулигана Ганжи в фильме «Большая перемена». При поцелуе сжимала зубы После выхода фильма на экраны на актрису обрушилась настоящая слава. На улице на нее показывали пальцем: «Во-во, жена Ганжи идет!» Поначалу Богуновой эта узнаваемость нравилась. Она получала сотни поздравительных телеграмм, письма с признаниями в любви и предложениями выйти замуж, охапки цветов. Многие спрашивали: «А вы действительно жена Александра Збруева, который сыграл Ганжу?» В ответ она лукаво улыбалась – актер тогда уже был женат на Людмиле Савельевой. Когда режиссер Алексей Коренев позвал Богунову на «Мосфильм», дал прочитать сценарий и предложил самой выбрать роль, она сразу же назвала Светлану Афанасьевну. Почему? На этот вопрос она отвечала: «Подумала, что эту женщину будут любить всегда». Хотя в свое время, когда на роль Ганжи был утвержден Андрей Мягков, он поставил условие режиссеру: Светлану Афанасьевну должна играть его жена – актриса Анастасия Вознесенская. Но Коренев не согласился, и Мягков не стал сниматься. Тогда пригласили Александра Збруева, а на роль жены его героя – Светлану Крючкову. Но легенда гласит, что Збруев после проб отказался с ней сниматься. Дело в том, что в одной из сцен Крючкова перестаралась и больно укусила партнера за палец. Тот обиделся. Тут и появилась Наталья Богунова. – Когда Наташа снималась, она жила, ликовала, все вокруг нее колосилось и трепетало, и зрители это чувствовали, – вспоминает ее подруга, оперная певица Лариса Курдюмова. У Богуновой уже был опыт работы в кино: еще ученицей Ленинградского хореографического училища имени Вагановой она сыграла в фильме Игоря Таланкина «Вступление». – Он пришел к нам в училище, – вспоминала Богунова. – Нас всех, 11-летних детей, собрали в пионерскую комнату, чтобы он выбрал себе маленькую актрису. Я сниматься не собиралась. Но меня выбрали. Мне эта взрослая жизнь понравилась. Затем режиссер Михаил Калик взял меня сниматься в картину «До свидания, мальчики». Мне уже было 14 лет. Балет мой кувырком полетел. Я растолстела, сбить вес было невозможно. – В первый съемочный день Калик вызвал парней-актеров и взял со всех расписку, что мы не тронем несовершеннолетнюю девочку, – рассказывает «Собеседнику» актер Евгений Стеблов, который сыграл в этом фильме близкого друга героини Богуновой. – Помню, как режиссер учил нас целоваться, мы делали несколько дублей, все не получалось. Наташа не могла расслабиться, так сжимала зубы, что поцелуй выглядел неестественно. Все вокруг восхищались красотой Натальи Богуновой. Мама ей с детства внушала, что Наташа девочка необычная и лучше всех. К тому же мама работала портнихой в ателье, а потому свою дочку одевала в стильные яркие наряды. Когда девушка решила поступать во ВГИК, мастер курса Борис Бабочкин, пораженный ее красотой, сразу принял Богунову. Нестор Петрович обижал Светлану Афанасьевну В институте Наталья познакомилась со студентом режиссерского курса Александром Стефановичем и вышла за него замуж. Правда, брак просуществовал не больше четырех лет. Позже Стефанович женился на Алле Пугачевой. Существует байка, что Богунова пыталась вернуть бывшего мужа и даже ходила к Алле Борисовне поговорить на эту тему. Но сам режиссер говорит, что это неправда. Тем более они продолжали общаться и после развода. – Однажды меня пригласили выступить перед моряками, я взял с собой Наташу, – рассказывал Александр Борисович. – Когда они ее увидели, то все вопросы были только ей, мое выступление превратилось в творческий вечер Богуновой. Потом нам прислали письмо, где благодарили за шефский концерт и сообщили, что одну из лодок они назвали именем Наташи. Светлана Крючкова: Мой муж меня в картины не пристраивал Конечно, ведь зрители просто боготворили актрису после выхода на экраны «Большой перемены», а советские женщины часто просили в ателье сшить такое же платье, как у жены Ганжи. – У Миши Кононова, который сыграл учителя Нестора, был такой актерский прием: чтобы «разогреть» себя, ему надо было с кем-то поругаться, – вспоминал сценарист фильма Георгий Садовников. – Помню, однажды он сильно обидел Наташу Богунову. Пришлось потом ее долго успокаивать и утирать слезы. Но в целом нервных моментов было немного. Съемки проходили весело. – Папа на съемках всегда пытался «растормошить» актеров, до дна докопаться, но, видно, с ней это не очень получалось, – делится с «Собеседником» дочь режиссера, исполнительница роли ученицы с ребенком Чувичкиной Мария Коренева. – Богунова все-таки закрытая была. На съемках держалась немного особняком, актеры ведь часто между эпизодами общаются и немного хулиганят. Она же была как бы в стороне. Хорошо помню ее на 30-летии «Большой перемены», когда все пошли отмечать в ресторан. В какой-то момент среди общего шума, когда все уже навеселе, встала и начала читать стихи разных классиков. Это было вразрез с общим настроением, все притихли, долго слушать не стали, а она все продолжала и продолжала. Красивая, в синем бархатном костюме – именно такой я ее и запомнила. Но впечатление от нее было почему-то грустное. Интроверт Бондарчук в гневе был страшен: 100 лет со дня рождения советского режиссера Из-за диагноза теряла роли Диагноз шизофрения актрисе поставили, когда она еще работала в Театре имени Моссовета (покинула его в 1987 году). – В какой-то момент мы стали замечать, что во время спектакля она начинает вести себя неадекватно. Например, вдруг начинала текст своей роли не проговаривать, а петь, – вспоминает партнер по театру Евгений Стеблов. – Потом я узнаю, что ее забрали в психиатрическую больницу. И помочь мы не могли, потому что у нее было тихое помешательство. Да и помощь не принимала, она ведь не думала, что больна. По словам знакомых актрисы, у нее начались разные видения и паранойя. Например, ей казалось, что в дом по ночам приходят какие-то чужие люди. Или что у нее воруют деньги и вещи, за ней кто-то подглядывает. Возможно, из-за своей болезни она стала терять хорошие роли. Например, режиссер Лев Кулиджанов начинал снимать ее в роли Сонечки Мармеладовой в картине «Преступление и наказание», но после нескольких съемочных дней отказался от этой идеи. Так же поступил и Хейфиц, который начинал снимать Богунову в главной роли в фильме «Единственная». Наталья очень переживала, что ее популярность ушла и новых интересных ролей ей не предлагают. Жила она на мамину пенсию и на небольшую помощь от Союза кинематографистов. Пыталась сделать сольные поэтические программы, но эти задумки остались на стадии разговоров. Богунову все чаще забирали в психиатрическую больницу. А в 2011 году погибла ее мама Лидия Ивановна – она выпала из окна при загадочных обстоятельствах. После этого Богунова пролежала в психиатрической больнице целый год. Там в дни просветления она выступала перед больными, читала стихи, рассказы. Наталья Богунова // стоп-кадр Youtube В августе 2013 года неожиданно для всех Богунова решила полететь отдыхать на греческий остров Крит. Знакомым говорила, что скопила деньги от сдачи второй своей квартиры и хочет отдохнуть. Там она умерла в гостиничном номере. Говорят, когда ей стало плохо, местный врач сделал ей укол, который оказался несовместим с препаратами, которые она принимала. Сердце 65-летней актрисы остановилось. В Москву тело перевезли благодаря Союзу кинематографистов России. Прах любимой зрителями «жены Ганжи» захоронили на Ваганьковском кладбище. Драма "Алёнушки советского кино" Светланы Орловой * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2020 под заголовком «"Жена Ганжи" ушла, лишившись рассудка».