Что говорили россияне на вручении международных наград
Нобелевская премия, «Оскар», Венецианский кинофестиваль — все эти конкурсы не обходили стороной и нашу родину. Некоторые русские лауреаты присутствовали лично, а кого-то — представляли другие люди. Кто-то благодарил свою команду, кто-то говорил о проблемах общества, а кто-то рассуждал на тему искусства и прав человека. «Слово и Дело» собрало выступления российских лауреатов на вручении международных премий.
Андрей Тарковский получает «Золотого льва» на Венецианском фестивале 1962 года за картину «Иваново детство»
Журналист просит Андрея Тарковского рассказать, о чем его фильм.
«Наш фильм направлен против войны. Против войны, которая нарушает естественный процесс жизни и убивает не только физически, но и духовно. Это фильм о "расстрелянном детстве", детстве, в котором заложено будущее нашего мира. Вот, о чем вкратце наш фильм».
Источник фото: ТАСС - Метелица Сергей
Фильм «Иваново детство» — первый полнометражный фильм Андрея Тарковского по мотивам повести советского писателя Владимира Богомолова, который в своих рассказах пропагандировал ненужность и противоестественность войны. По сюжету, мальчик Иван потерял родителей на войне и стал разведчиком в тылу врага.
Источник фото:wikipedia.org - Иван Леонтьевич Коваленко / Добросовестное использование
Фильм построен на противопоставлении детских снов Ивана с мрачными реалиями войны. Андрею Тарковскому удалось точно и чутко передать всю разрушительность и горе войны, и в этом ему помог контраст с чистой душой ребенка.
Режиссер Александр Сокуров получает «Золотого льва» на Венецианском фестивале 2011 года за картину «Фауст»
Александр Сокуров считается на Западе наследником и продолжателем режиссерского мастерства Андрея Тарковского. Его фильм «Фауст», снятый по одноименной драме Иоганна Вольфганга Гете, стоял особняком в конкурсной программе. Награду российскому режиссеру вручал именитый мировой кинодел Даррен Аронофски, снявший «Черного лебедя» и «Реквием по мечте». Он признался, что члены жюри «ни секунды не спорили о том, кто должен стать обладателем «Золотого льва», потому что уникальный фильм «Фауст» произвел одинаково неизгладимое впечатление на людей из разных концов мира».
В своей речи на церемонии вручения Александр Сокуров упомянул об авиационной катастрофе, произошедшей в 2011 году под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».
«Дорогие друзья, я, конечно, взволнован. Он («Золотой лев». — Прим.ред.) такой маленький, но такой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он сейчас оказался в моих руках. Моя радость велика и волнение велико, но я могу сказать, что у меня на родине сейчас не самые веселые дни. Десятки людей погибли в авиационной катастрофе, и у меня на родине сегодня траур. Тем не менее, я хочу сказать, что я счастлив. Я счастлив, что я живу в кинематографе, что я живу в Европе. Что мы все любим друг друга. Что мы можем понять друг друга. Я сердечно благодарю моих актеров, моего великолепного композитора. Он сейчас здесь. Я благодарю моего автора сценария, моих художников, моего необыкновенного оператора.Наша картина — это международный труд. У нас были люди их разных стран мира. Мы как-то посчитали, и оказалось, что на съемочной площадке были люди из 38 стран. А цветокорректировку делал удивительный мастер из Австралии. Я благодарю фонды, которые дали возможность сделать эту картину, потому что сегодня серьезное большое кино без поддержки и государства, и фондов становится делать все труднее и труднее. И благодарю за труд и отборочную комиссию фестиваля, и наше жюри. И не могу не скрыть свое восхищение Марком Мюллером, который в моих глазах является одним из самых удивительных европейцев на этом свете. Потому что он показывает, как нужно любить друг друга и понимать друг друга. Сердечная благодарность моей съемочной группе и журналистам, которые нас поддерживали. И зрителям — за труд и понимание».
Марк Мюллер — президент Венецианского кинофестиваля, который всегда с особой внимательностью относился к российским фильмам и режиссерам. Фильм «Фауст» — это вольная интерпретация драмы Гете о человеке, продавшем свою душу дьяволу Мефистофелю в обмен на мирские знания и удовольствия.
Андрей Звягинцев получает «Золотой глобус» за фильм «Левиафан» как лучший иностранный фильм, 2015 год
«Золотой глобус» традиционно считается предвестником «Оскара». В 2015 году Андрей Звягинцев сражался за статуэтку наравне с Польшей, Эстонией, Швецией и Израилем. Картина «Левиафан» в том же году вошла в шорт-лист номинации «Лучший иностранный фильм» премии «Оскар», но не выиграла.
На церемонии вручения Андрей Звягинцев вышел на сцену с продюсером Александром Роднянским. В своей речи они упомянули, что история маленького человека, который столкнулся с системой — это универсальный сценарий для многих стран мира.
Источник фото: Кадр из фильма «Левиафан»
«Дамы и господа, большое спасибо. Мы абсолютно счастливы. В самом деле, невероятно счастливый момент для нас, для наших семей, для наших талантливых актеров и съемочной группы. И чем больше мы думаем о счастливой судьбе нашего фильма, тем больше мы думаем, что не важно, из какой вы страны: кореец, американец, русский или француз. Трагическая история обычного человека, который столкнулся лицом к лицу с безразличной системой — эта история абсолютно универсальна. Мы очень благодарны голливудской ассоциации иностранной прессы за вынесение фильма на большую аудиторию. Спасибо всем присутствующим».
Фильм «Левиафан» рассказывает историю автослесаря Николая Сергеева, который столкнулся с коррупцией, безразличием и черствостью местных властей. Действие, по сценарию, происходит на дальнем Севере, а история главного героя — это киноинтерпретация библейского сюжета о праведнике Иове.
Никита Михалков получает «Оскар» за картину «Утомленные солнцем» в 1995 году
Этот фильм удостоился самых высоких мировых наград — Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля и «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
На вручение премии Никита Сергеевич приехал со своей дочкой, юной актрисой Надей, которой тогда было восемь лет. В недавнем интервью Михалков признался, что сильно нервничал перед вручением награды и поэтому много пил. После церемонии он забыл свою статуэтку в чужой машине, но она благополучно вернулась к хозяину.
Источник фото: Кадр из фильма «Утомленные солнцем» -
«Я хочу поблагодарить всех моих друзей, которые работали со мной. Моих авторов сценария, композитора, моего сопродюсера, и всех моих тех, кто работал со мной. Знаете, Марчелло Мастроянни говорил о прекрасном фильме Феллини — "голая правда без любви есть ложь". А это моя дочь, это моя актриса. Впервые в жизни у меня не было никаких проблем с актрисой».
Сам фильм вышел в свет в 1994 году, и Михалков сразу же решил представить этот фильм на Каннском кинофестивале. К сожалению, в этот год жюри во главе с Клинтом Иствудом и Катрин Денёв признали лучшей картиной «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Но уже меньше, чем через год, фильм получил еще более престижную награду — «Оскар».
Михаил Шолохов получает Нобелевскую премию по литературе за произведение «Тихий Дон», 1965 год
В сопровождении к награде было сказано, что премия дается «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» — то есть за роман-эпопею «Тихий Дон».
В связи с получением Нобелевской премии, Шолохов подготовил Нобелевскую речь, в которой высказался, что гордится тем, что премию получил русский, советский писатель. Так он представил миру «большой отряд писателей Родины».
Источник фото: ТАСС - Ступаков В.
Помимо этого, он высказал мысли о целях и жанрах литературы и о современном положении СССР в мире.
«Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников.
Источник фото: wikipedia.org - Public Domain
Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу».
Нобелевская премия мира 1975 года присуждается физику-теоретику Андрею Сахарову
К сожалению, сам ученый не мог присутствовать на вручении премии из-за своего невыездного положения. Вместо него премию получила его жена Елена Боннэр, которая и зачитала присутствующим Нобелевскую речь Сахарова.
Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
«Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.
Источник фото: ТАСС - Христофоров Валерий
Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества.
Источник фото: wikipedia.org - Vladimir Fedorenko / CC-BY-SA 3.0
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.Наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовем его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны). Эта поляризация многократно усиливает и без того очень серьезные опасности, нависшие над миром — опасности термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации».