Что говорили россияне на вручении международных наград

Нобелевская премия, «Оскар», Венецианский кинофестиваль — все эти конкурсы не обходили стороной и нашу родину. Некоторые русские лауреаты присутствовали лично, а кого-то — представляли другие люди. Кто-то благодарил свою команду, кто-то говорил о проблемах общества, а кто-то рассуждал на тему искусства и прав человека. «Слово и Дело» собрало выступления российских лауреатов на вручении международных премий.

Что говорили россияне на вручении международных наград
© Слово и Дело

Андрей Тарковский получает «Золотого льва» на Венецианском фестивале 1962 года за картину «Иваново детство»

Журналист просит Андрея Тарковского рассказать, о чем его фильм.

«Наш фильм направлен против войны. Против войны, которая нарушает естественный процесс жизни и убивает не только физически, но и духовно. Это фильм о "расстрелянном детстве", детстве, в котором заложено будущее нашего мира. Вот, о чем вкратце наш фильм».

Источник фото: ТАСС - Метелица Сергей

Фильм «Иваново детство» — первый полнометражный фильм Андрея Тарковского по мотивам повести советского писателя Владимира Богомолова, который в своих рассказах пропагандировал ненужность и противоестественность войны. По сюжету, мальчик Иван потерял родителей на войне и стал разведчиком в тылу врага. 

Источник фото:wikipedia.org - Иван Леонтьевич Коваленко / Добросовестное использование

Фильм построен на противопоставлении детских снов Ивана с мрачными реалиями войны. Андрею Тарковскому удалось точно и чутко передать всю разрушительность и горе войны, и в этом ему помог контраст с чистой душой ребенка.

Режиссер Александр Сокуров получает «Золотого льва» на Венецианском фестивале 2011 года за картину «Фауст»

Александр Сокуров считается на Западе наследником и продолжателем режиссерского мастерства Андрея Тарковского. Его фильм «Фауст», снятый по одноименной драме Иоганна Вольфганга Гете, стоял особняком в конкурсной программе. Награду российскому режиссеру вручал именитый мировой кинодел Даррен Аронофски, снявший «Черного лебедя» и «Реквием по мечте». Он признался, что члены жюри «ни секунды не спорили о том, кто должен стать обладателем «Золотого льва», потому что уникальный фильм «Фауст» произвел одинаково неизгладимое впечатление на людей из разных концов мира».

В своей речи на церемонии вручения Александр Сокуров упомянул об авиационной катастрофе, произошедшей в 2011 году под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».

«Дорогие друзья, я, конечно, взволнован. Он («Золотой лев».  Прим.ред.) такой маленький, но такой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он сейчас оказался в моих руках. Моя радость велика и волнение велико, но я могу сказать, что у меня на родине сейчас не самые веселые дни. Десятки людей погибли в авиационной катастрофе, и у меня на родине сегодня траур. Тем не менее, я хочу сказать, что я счастлив. Я счастлив, что я живу в кинематографе, что я живу в Европе. Что мы все любим друг друга. Что мы можем понять друг друга. Я сердечно благодарю моих актеров, моего великолепного композитора. Он сейчас здесь. Я благодарю моего автора сценария, моих художников, моего необыкновенного оператора.Наша картина — это международный труд. У нас были люди их разных стран мира. Мы как-то посчитали, и оказалось, что на съемочной площадке были люди из 38 стран. А цветокорректировку делал удивительный мастер из Австралии. Я благодарю фонды, которые дали возможность сделать эту картину, потому что сегодня серьезное большое кино без поддержки и государства, и фондов становится делать все труднее и труднее. И благодарю за труд и отборочную комиссию фестиваля, и наше жюри. И не могу не скрыть свое восхищение Марком Мюллером, который в моих глазах является одним из самых удивительных европейцев на этом свете. Потому что он показывает, как нужно любить друг друга и понимать друг друга. Сердечная благодарность моей съемочной группе и журналистам, которые нас поддерживали. И зрителям — за труд и понимание».

Марк Мюллер — президент Венецианского кинофестиваля, который всегда с особой внимательностью относился к российским фильмам и режиссерам. Фильм «Фауст» — это вольная интерпретация драмы Гете о человеке, продавшем свою душу дьяволу Мефистофелю в обмен на мирские знания и удовольствия.

Андрей Звягинцев получает «Золотой глобус» за фильм «Левиафан» как лучший иностранный фильм, 2015 год

«Золотой глобус» традиционно считается предвестником «Оскара». В 2015 году Андрей Звягинцев сражался за статуэтку наравне с Польшей, Эстонией, Швецией и Израилем. Картина «Левиафан» в том же году вошла в шорт-лист номинации «Лучший иностранный фильм» премии «Оскар», но не выиграла.

На церемонии вручения Андрей Звягинцев вышел на сцену с продюсером Александром Роднянским. В своей речи они упомянули, что история маленького человека, который столкнулся с системой — это универсальный сценарий для многих стран мира.

Источник фото: Кадр из фильма «Левиафан»

«Дамы и господа, большое спасибо. Мы абсолютно счастливы. В самом деле, невероятно счастливый момент для нас, для наших семей, для наших талантливых актеров и съемочной группы. И чем больше мы думаем о счастливой судьбе нашего фильма, тем больше мы думаем, что не важно, из какой вы страны: кореец, американец, русский или француз. Трагическая история обычного человека, который столкнулся лицом к лицу с безразличной системой  эта история абсолютно универсальна. Мы очень благодарны голливудской ассоциации иностранной прессы за вынесение фильма на большую аудиторию. Спасибо всем присутствующим».

Фильм «Левиафан» рассказывает историю автослесаря Николая Сергеева, который столкнулся с коррупцией, безразличием и черствостью местных властей. Действие, по сценарию, происходит на дальнем Севере, а история главного героя — это киноинтерпретация библейского сюжета о праведнике Иове.

Никита Михалков получает «Оскар» за картину «Утомленные солнцем» в 1995 году

Этот фильм удостоился самых высоких мировых наград — Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля и «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

На вручение премии Никита Сергеевич приехал со своей дочкой, юной актрисой Надей, которой тогда было восемь лет. В недавнем интервью Михалков признался, что сильно нервничал перед вручением награды и поэтому много пил. После церемонии он забыл свою статуэтку в чужой машине, но она благополучно вернулась к хозяину.

Источник фото: Кадр из фильма «Утомленные солнцем» -

«Я хочу поблагодарить всех моих друзей, которые работали со мной. Моих авторов сценария, композитора, моего сопродюсера, и всех моих тех, кто работал со мной. Знаете, Марчелло Мастроянни говорил о прекрасном фильме Феллини  "голая правда без любви есть ложь". А это моя дочь, это моя актриса. Впервые в жизни у меня не было никаких проблем с актрисой».

Сам фильм вышел в свет в 1994 году, и Михалков сразу же решил представить этот фильм на Каннском кинофестивале. К сожалению, в этот год жюри во главе с Клинтом Иствудом и Катрин Денёв признали лучшей картиной «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Но уже меньше, чем через год, фильм получил еще более престижную награду — «Оскар».

Михаил Шолохов получает Нобелевскую премию по литературе за произведение «Тихий Дон», 1965 год

В сопровождении к награде было сказано, что премия дается «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» — то есть за роман-эпопею «Тихий Дон».

В связи с получением Нобелевской премии, Шолохов подготовил Нобелевскую речь, в которой высказался, что гордится тем, что премию получил русский, советский писатель. Так он представил миру «большой отряд писателей Родины».

Источник фото: ТАСС - Ступаков В.

Помимо этого, он высказал мысли о целях и жанрах литературы и о современном положении СССР в мире.

«Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников.

Источник фото: wikipedia.org - Public Domain

Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?Говорить с читателем честно, говорить людям правду  подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу».

Нобелевская премия мира 1975 года присуждается физику-теоретику Андрею Сахарову

К сожалению, сам ученый не мог присутствовать на вручении премии из-за своего невыездного положения. Вместо него премию получила его жена Елена Боннэр, которая и зачитала присутствующим Нобелевскую речь Сахарова.

Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

«Мир, прогресс, права человека  эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Источник фото: ТАСС - Христофоров Валерий

Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества.

Источник фото: wikipedia.org - Vladimir Fedorenko / CC-BY-SA 3.0

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.Наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовем его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны). Эта поляризация многократно усиливает и без того очень серьезные опасности, нависшие над миром  опасности термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации».