Войти в почту

Почему среда и пятница – постные дни

Надо ли верить снам
© Вечерний Волгоград

Обязательно ли православному христианину соблюдать пост по пятницам и средам? Когда и почему было установлено такое правило?

Евгений, Спартановка.

По словам батюшки, упоминания о постных днях в среду и пятницу встречаются еще в III-IVвеках, в то время как многодневные посты (Великий, Успенский, Петровский, Рождественский) – явления более поздние.

–  Это одна из ранних христианских практик и связана она с двумя библейскими событиями. В среду мы вспоминаем предательство Христа Иудой, а в пятницу – распятие иисуса на кресте, – поясняет отец Вячеслав.

По словам священно­служителя – поститься в эти дни полагается каждому христианину, но меру каждый определяет для себя сам.

– Мы не устаем повторять, что пост – это не обязательно ограничение в употреблении мяса или молочной продукции. Можно просто не есть сладкое или воздержаться от курения. Человек сам решает – чем он готов пожертвовать ради Бога. Это своего рода духовное упражнение.

За аборт отлучали от причастия на 25 лет

На каком основании священник может не допустить до причастия?

Наталья Федоровна, Волгоград.

Канонических условий достаточно много. Любой тяжкий грех, к числу которых относятся, например, прелюбодеяние, гордость, зависть, уныние или сребролюбие, может стать основанием для наложения епитимьи (своего рода санкции в отношении грешника, накладываемые служителем церкви) в виде отлучения от причастия – важнейшего из таинств.

В былые времена, когда вся жизнь человека заключалась в служении Богу, такое наказание было очень суровым. Причем отлучали не на день и два, а на годы. Например, аборт мог караться запретом на участие в таинстве на четверть века!

– Конечно, сейчас такие строгости не практикуются, – говорит иерей Вячеслав Патрин. – Как можно отлучать людей от причастия, если они и так не воцерковлены?

В каждом приходе устанавливается, как правило, свой порядок – в зависимости от позиции служащих в нем священников.

Обычно от человека требуется соблюдение минимальных правил – он не должен вкушать никакую пищу и пить воду с 12 часов полуночи накануне причастия, а также следует вычитать определенный набор молитв, исповедаться.

Чаще всего не допускают к причастию в связи с несоблюдением этих правил.

Исключение делают для маленьких детей, а также для больных людей, которым нужно принимать лекарства или питаться строго по графику.

Помолись сам и попроси другого

Почему нельзя молиться о самоубийцах? Есть ли какой‑то способ облегчить их участь на том свете?

Татьяна Николаевна, Красноармейский район.

– Это неверное утверждение, будто нельзя молиться о людях, которые лишили себя жизни. Просто нужно понимать, что есть общественная молитва, совершаемая верующими в храмах, и есть молитва частная, когда человек молится сам. Так вот запрещена общественная молитва о самоубийцах, – поясняет священнослужитель.

Дело в том, что самоубийство – страшный грех, поскольку человек отказывается принимать дар Божий (если это, конечно, не проявление психической болезни, а осознанное решение).

Совершая суицид, человек отказывается от веры, отлучает себя от церкви, поэтому о нем не молятся в храме, поскольку церковное богослужение – это служение верных. Как вы знаете, в определенный момент службы при возгласе «Оглашенные, изыдите», из храма полагается выйти и всем некрещеным людям. Раньше они вовсе не могли ступить на порог храма.

– Но это не значит, что нельзя молиться о самоубийцах или о некрещеных людях в частном порядке, – продолжает иерей. – Более того, скорбящим родственникам нужно молиться о своих сродниках.

Также в частном порядке помолиться о самоубийце может и священник по просьбе прихожанина.

– Есть и еще один вариант, о котором многие, возможно, даже не знают. Подавая милостыню, мы можем попросить помолиться за своих родных – в том числе назвать имя человека, покончившего жизнь самоубийством. Это очень важно.

Кто приходит во сне?

Как относится церковь к мануальной терапии? Можно ли обращаться к таким специалистам? И можно ли верить снам, как‑то толковать их?

Вера Семеновна, Дзержинский район.

По словам Вячеслава Патрина, мануальная терапия – это вопрос не столько из религиозной, сколько из медицинской сферы. В разных странах сложилось свое отношение к этому направлению. Где‑то оно признано, в других государствах считается псевдонаукой.

– Это работа с телом, а этим занимается наука. Религия же говорит о других вещах: о том, как жить с болезнью, как ее проживать. А как лечить – не наша компетенция, – говорит священник. – В принципе ничего противоестественного я здесь не вижу. Поскольку многие практики пришли с Востока, они связаны с определенными мировоззренческими установками, но мы вполне можем переосмыслить их на свой манер. Если мануальный терапевт – человек верующий, молящийся Христу, то вообще никаких проблем быть не должно.

Что касается сновидений, то углубляться в толкования не стоит.

– После грехопадения Господь оградил человека от духовного мира, поэтому мы не видим ни ангелов, ни демонов. При этом мы стали более подвластны демонам и когда приоткрываем ворота в духовный мир, то в первую очередь сталкиваемся именно с демоническими силами, – поясняет Патрин.

– Сон – это некое особое состояние сознания, при котором духовное может просачиваться, но чаще не в виде добрых сил. Если Господь захочет донести до человека какую‑то мысль, то найдет другой способ. Поэтому сложилось такое правило: снам не верить, меньше думать о них, чтобы не забивать голову суевериями. Чисто с технической точки зрения – какой в этом смысл для духовного развития человека? Никакого! Поэтому, ну приснилось и приснилось. Не надо уходить от реальных проблем!

Юлия Казанджан © Фото ИД «Волгоградская правда», кадр из фильма «Страсти Христовы»