Войти в почту

Алексей Пивоваров: «Я сам определяю, что интересно, что я хочу и не хочу делать»

Алексей Пивоваров — это яркий пример того, как профессиональный телевизионный журналист смог «встроиться» в современные реалии и стать автором успешного YouTube-канала. Почти 20 лет Алексей был связан с телекомпанией НТВ, где работал ведущим новостных программ и целого ряда авторских передач. Также в его карьере — работа на телеканалах СТС и RTVi.   В марте прошлого года Алексей запустил YouTube-канал «Редакция» со смелым слоганом: «Теперь журналистика есть и в Ютьюбе!». Всего за год число подписчиков канала перевалило за миллион, а сейчас превышает 1,5 млн пользователей Сети. Кроме того, проект получил серебряную и золотую кнопки YouTube. В рамках визита Алексея Пивоварова в Нижний Новгород мы поговорили с журналистом об отличиях работы на ТВ и в интернете, проблемах в обучении молодых кадров и тематическом разнообразии выпусков «Редакции».   Поймали в Сеть — Алексей, у вас огромный опыт работы ТВ-журналистом, сейчас обороты набирает YouTube-канал «Редакция», который месяц назад «отметил» 1,5 миллиона подписчиков. В чём, на ваш взгляд, принципиальная разница между телевизионной и YouTube-журналистикой? — С точки зрения содержательной части отличий нет. Везде нужно следовать журналистским правилам, которые всем хорошо известны. И результат, объективистская (не говорю объективная, потому что любая картина субъективна) картина происходящего события, явления или портрет человека должны быть сделаны профессионально, должны соответствовать тем требованиям, которые журналист всегда к себе предъявляет. С другой стороны, отличия в форме, конечно же, есть, и существенные. Не буду углубляться в узкопрофессиональные вопросы и сравнивать «телик» с YouTube. Но в целом можно сказать, что аудитория YouTube больше привыкла доверять, смотреть интервью, в то время как телевизионные зрители хотят некоего нарратива от самого журналиста. Но ключевого содержательного отличия между ними, повторюсь, нет.   — Ранее вы работали на федеральных телеканалах, где реклама являлась неосновным источником доходов. Как сейчас получается совмещать профессиональную позицию журналиста и коммерческую составляющую YouTube-проекта? — Сейчас мы живем исключительно за счёт рекламы, она составляет 100% выручки, которую мы вкладываем в развитие и съёмки. Два единственных источника финансирования, на которые живёт «Редакция», — это та реклама, которую мы размещаем сами, и та, которую размещает у нас Google. Всё открыто, со всей суммы мы платим налог, и для меня это очень крутая и неожиданная ситуация, потому что я оказался в системе, в которой нет начальства. Сейчас я сам определяю, что хорошо, что плохо, а главное — что интересно и что я хочу или не хочу делать. Но и как я это буду делать, тоже определяю сам. Это довольно интересный вызов в сравнении с тем, как это было, когда я работал в редакциях и в корпорациях. Это совершенно другая реальность, но она, на мой взгляд, вызывает и большую ответственность тоже.— В YouTube-канале можно проследить статистику просмотров — какой эпизод был более популярен у аудитории, какой — менее. Ведёте ли вы личный рейтинг выпусков? — У меня нет любимого выпуска. Все выпуски мне дороги: какой-то чуть больше, другой — меньше. Но я считаю, что у нас много удачных выпусков. И что меня особенно радует — удачных у нас существенно больше, чем неудачных. Потому что они тоже случаются, но их меньше, чем тех, которые мне приятно вспоминать. Если кто-то не знаком с каналом «Редакция», то обязательно зайдите и посмотрите: там большое тематическое разнообразие. Мы не зацикливаемся на чём-то одном: не делаем только общественно-политические сюжеты или лишь развлекательные, или только об экономике либо исключительно в жанре интервью. Мы рассказываем про разное, и у нас часто происходит смена регистров от каких-то оптимистических тем к проблемным. И мне этим данная работа также нравится. Ведь очень быстро можно переключаться и видеть жизнь во всём её разнообразии, а не только в каких-то чёрных, белых, или, так скажем, «обязательных» тонах.   Рабочие моменты — Не планируете ли вы открывать курсы, некую практику для журналистов, чтобы переобучить их и сделать профессионалами в YouTube? — Меня часто об этом спрашивают, но я не преподаватель и не учитель по своей натуре. Я — практик и полевой работник, то есть я могу учить кого-то в своём коллективе, но это небольшая группа людей, и туда я беру только тех, кто мне нужен. Действительно, существует огромная проблема с обучением журналистов в России, и я её очень хорошо осознаю, так как постоянно сталкиваюсь с недостатком профессионалов. Но, к сожалению, я не могу посвятить себя тому, чтобы обучать. Это совершено другая работа, и к ней нужно быть очень серьёзно подготовленным, а у меня такой подготовки нет.— Мы заметили у вас в Instagram хештег «#городапивоварова», под которым вы оставляете записи о российских городах, в которых побывали. Будет ли подобный отзыв о посещении Нижнего Новгорода? — Я много езжу по России, и у меня накопилось большое количество разных личных впечатлений от городов. Их я и решил выкладывать — по одному в неделю. Когда есть свободное время, мы с командой формулируем, подбираем хорошие фотографии и постим. До Нижнего Новгорода ещё не дошла очередь, но, думаю, скоро будет.   — А могут ли в будущем перерасти эти записи в соцсетях в цикл документальных фильмов? — Это большая и длинная история, и пока даже некогда об этом думать. В любом случае, на данный момент планов таких нет.

Алексей Пивоваров: «Я сам определяю, что интересно, что я хочу и не хочу делать»
© Нижегородская правда