МОСКВА, 22 октября. /ТАСС/. Юбилейный сороковой фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива. 2020-1981", который откроется в Пушкинском музее 1 декабря, объединит выступления артиста Евгения Миронова, пианистов Михаила Плетнева и Бориса Березовского и другие концерты, сообщили организаторы на пресс-конференции в четверг.
"Обратная перспектива. 2020-1981" задуман как кульминация музыкального сезона ГМИИ им. Пушкина, посвященного 105-летию со дня рождения Рихтера. Отмечает юбилей и сам фестиваль, который был создан в 1981 году по инициативе директора (сейчас - президента) ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой и пианиста Святослава Рихтера.
"Поэтому, когда мы придумывали концепцию, стало очевидно, что выставка этого года будет посвящена Рихтеру, а фестиваль - фестивалю. И важно было найти какие-то интересные ракурсы, точки зрений и точки пересечения, потому что самое главное, что отличает "Декабрьские вечера", как вы знаете, это синтез искусств, это диалог изобразительного искусства и музыки", - сказала Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. Пушкина, программный директор фестиваля.
Программа фестиваля
Программа фестиваля состоит из произведений, исполнявшихся на "Декабрьских вечерах…" в 1980-1990-х годах, когда Святослав Теофилович сам принимал в них участие. В то же время, согласно задумке, это синтез прошлого и настоящего, не буквальное повторение программ фестивалей тех лет, отметила Де-Клерк. "Обратная перспектива. 2020-1981" состоит из четырех концертов - из-за пандемии пришлось сократить количество выступлений. При этом фестиваль "абсолютно симметричный", что было важно для Рихтера.
Фестиваль откроет 1 декабря концерт "Художник читает Библию", в программу которого вошли произведения Йозефа Гайдна и Софии Губайдулиной, созданные на евангельские тексты. В нем примут участие артист Евгений Миронов, который выступит в роли чтеца, Александр Рудин (виолончель), Фридрих Липс (баян), камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением художественного руководителя фестиваля Юрия Башмета.
"Это отсылка к темам нескольких "Декабрьских вечеров", которые были посвящены теме христианства и духовной музыки, а фестиваль 1994 года так и назывался "Художник читает Библию", - пояснила программный директор фестиваля.
В концертах 5 и 14 декабря участвуют пианисты Михаил Плетнев и Элисо Вирсаладзе, которые являются постоянными участниками фестиваля с 80-х годов. Концерт с участием Плетнева называется "Юбилейное приношение", в нем прозвучат произведения Франца Шуберта и Петра Чайковского.
"Следующий концерт - Klavierabend Вирсаладзе отсылает нас к знаменитым "Декабрьским вечерам" 1985 года, к миру романтизма. Рихтер считал что Элисо Вирсаладзе - практически лучшая исполнительница Шуберта, и я просто чрезвычайно благодарна ей за то что она пошла нам навстречу - мы попросили, чтобы она исполняла как раз музыку романтиков", - пояснила Де-Клерк. В этот вечер в музее прозвучат произведения Шумана и Шопена.
Завершится фестиваль 17 декабря концертом "Классика и авангард", в котором примут участие пианист Борис Березовский и "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Помимо прочего в его программе мировая премьера произведения "Юбиляции" для камерного оркестра композитора Александра Вустина, которого не стало весной этого года.
"Классика и авангард" - это лейтмотив всех наших вечеров, где мы все время соединяем прошлое и настоящее. С одной стороны, это кода фестиваля, с другой стороны - мы вспоминаем одного из ярчайших композиторов и отдаем дань памяти", - добавила программный директор фестиваля.
Игра в ассоциации
Музыкальные программы фестиваля дополняют тему выставки "Святослав Рихтер. Я вижу музыку", которая пройдет с 1 декабря 2020 года по 30 января 2021 года. "Главной темой фестиваля "Декабрьские вечера" всегда было вот то удивительное содружество между художниками и музыкантами. И неслучайно мы назвали свой проект "Святослав Рихтер. Я вижу музыку", потому что очень многие отмечали эту удивительную способность Рихтера, который имел привычку рядом с роялем ставить пюпитр, где находилась репродукция того или иного произведения", - отметила Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки.
При этом, добавила она, для постороннего эти репродукции, на первый взгляд, никак не могли быть связаны с той музыкой, которая исполнялась. "Мы понимаем, что вообще для литераторов, художников, поэтов достаточно распространенный сюжет - искать вдохновение в произведениях прошлого, пытаться погрузиться в эпоху. Но для Рихтера это другое. Действительно, что можно найти общего, скажем между, "Сном в летнюю ночь" Тышлера и "Мимолетностями" Прокофьева, "Мазуркой" Шопена и портретом Лопухиной Боровиковского. Но для Рихтера это все каким-то удивительным образом становилось частью очень целостного восприятия искусства", - поделилась Данилова.
Главной темой выставки и стало это необычное восприятие Рихтера музыки через живопись. Организаторы, "стремясь разгадать тайну рихтеровского пюпитра", обратились к письмам, заметкам маэстро, воспоминаниям его современников и посвященным ему книгам.
"И во многих из них мы нашли вполне конкретные упоминания о тех или иных ассоциациях, которые возникали у Рихтера при созерцании живописных произведений. Эти цитаты стали для нас путеводной нитью в многомерный мир рихтеровского восприятия, они помогли нам совершенно по-новому взглянуть на жизнь и творчество музыканта. Конечно, мы понимаем, что этот проект в общем немножко любимая Рихтером игра, попытка реконструкции взгляда на музыку и живопись, которые в сознании пианиста были очень тесно связаны", - пояснила куратор выставки.
Где-то организаторы следовали прямым цитатам маэстро, а где-то предлагали свои собственные ассоциации и варианты, объединяя живопись, тексты и музыку. Посетители увидят портрет "Портрет Святослава Рихтера" Роберта Фалька, а также ассоциативные пары, где объединены художники и композиторы - например, Дюрер и Бах, Рембрандт и Бетховен.
Каждая картина будет сопровождаться текстом из воспоминаний о Рихтере или из воспоминаний самого Святослава Теофиловича. Там, где это возможно, организаторы добавят звуковое сопровождение, которое вместе с живописью соединится в тот самый целостный ансамбль, о котором всегда говорил Рихтер.