Андрей Миронов наладил контакт со львом: Как снимались "Итальянцы в России"
Перед эмиграцией русская балерина прячет драгоценности в Ленинграде где-то подо львом. Перед смертью, оказавшись в итальянской больнице, она сообщает внучке Оле о своей тайне. И это слышат несколько свидетелей. Девушка решает найти эти сокровища. Этого же хотят и другие. И тогда начинаются «Невероятные приключения итальянцев в России». «Невероятные приключения итальянцев в России», СССР – Италия, 1973 Хронометраж: 104 мин. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, Франко Кастеллано, Джузеппе Моччиа. Режиссеры: Эльдар Рязанов, Франко Проспери. В ролях: Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Антония Сантилли, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза, Ольга Аросева и другие. В 1973 году фильм стал одним из лидеров проката (49 млн зрителей), заняв 3-е место. На съемках было использовано пять «Жигулей» и пять «Москвичей». В некоторых сценах их дублировали два итальянских автомобиля марки «Фиат». В Ленинграде было установлено несколько дополнительных «каменных» и «бронзовых» львов, дабы не разрушать реальные исторические памятники. Разрушенную «инвалидом» (Евстигнеев) бутафорскую колонну органично вписали в колоннаду Казанского собора. «Спагетти по-русски» в Ярославле Заявка сценария о похождениях итальянцев в Ярославле (рабочее название – «Спагетти по-русски») была подана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым в Госкино в 1970 году. Однако эта идея не понравилась и о сценарии забыли. Через три года вдруг вспомнили. А все благодаря фильму Сергея Бондарчука «Ватерлоо». Дело в том, что после съемок этой советско-итальянской картины продюсер Дино Де Лаурентис остался должен «Мосфильму» некую сумму денег. Поэтому он и предложил сделать еще одну совместную картину. Тут и вспомнили заявку «Спагетти по-русски». Однако, прочитав сценарий, Лаурентис был разочарован, из всего ему понравилось только участие льва. – Он попросил нас с Брагинским переписать сценарий, чтобы это было трюковое кино, – вспоминал Эльдар Рязанов. – Мы поначалу возмутились, но отступать было уже некуда. Пришлось нам с Эмилем наступить на горло друг другу. Мы сели в гостинице и стали выдумывать трюки один хлеще другого. Из-за экономии итальянская сторона утвердила малоизвестных актеров, например пародиста Алигьеро Носкезе или Антонию Сантилли, которая раньше снималась в эротических фильмах и подменяла Орнеллу Мути в постельных сценах. Поэтому Рязанов в свою очередь решил пригласить настоящих наших звезд: Андрея Миронова, Евгения Евстигнеева, Ольгу Аросеву. Скромный, остроумный, талантливый – настоящий Андрей Миронов – Приглашение показалось каким-то странным, – рассказывала Ольга Аросева. – Обычно звонил сам Эльдар Александрович, а тут на проводе оказался Брагинский. Приглашал как-то слишком настойчиво и все повторял: «Я тебе не советую отказываться...» Я все поняла, когда получила текст роли, – единственная сценка на ленинградской кухне, где я должна была играть роль матери главного героя – милиционера. Когда позвонила Рязанову и только сказала: «Здравствуйте», он тут же выпалил: «Подожди... Я тебе скажу сначала: этот эпизод будет сниматься в Италии. Вопросы?» Ну какие у меня уже могли быть вопросы?! Я согласилась. На съемках льва пристрелили Но сначала были съемки в Ленинграде. Главного героя фильма – льва – нашли в Баку. Именно там жила семья архитектора Берберова, у которых в доме жил лев Кинг, про которого хозяин говорил: мол, он уникальный и хорошо выполняет команды. Однако во время съемок обнаружилось, что лев, который не знал дрессировки, просто отказывался выполнять то, что было прописано в сценарии. Берберов пытался влиять на питомца, но лев его почти не слушал. Для съемки каждого эпизода приходилось ждать – иногда несколько часов, а иногда и дней. При этом съемка была возможна только в белые ночи, когда людей и машин на улицах немного. – Когда нам понадобилось, чтобы лев пробежал по прямой 15 метров, этого достигнуть не удалось. Хозяева кричали наперебой: «Кинг, сюда! Кингуля, Кингуля!» – но он даже голову не поворачивал в их сторону: ему этого не хотелось. Я был в отчаянии! – вспоминал Рязанов. – К сожалению, способности льва были сильно преувеличены. Лев был недрессированный, невежественный и, по-моему, тупой. Мы намытарились с этим сонным, добродушным и симпатичным животным так, что невозможно описать. Например, чтобы снять его прыжок в окно склада матрешек, понадобилось четыре ночи: он отказывался! А на четвертую ночь вдруг прыгнул. На съемках царила нервная обстановка. Актеры, особенно иностранцы, льва боялись. Установить контакт удалось Андрею Миронову, но позже он признавался, что страшно боялся зверя. При этом лев однажды все же поцарапал спину Нинетто Даволи (Джузеппе). В итоге Рязанов пообещал себе никогда больше не связываться с животными в кадре. Во время съемок случилась настоящая трагедия, о которой Эльдар Александрович не любил вспоминать. Дело в том, что Кинга поселили в спортзале пустующей школы, которая находилась напротив киностудии «Ленфильм». На окнах установили решетки. Когда лев остался один, он вырвал эту решетку и выскочил на улицу, где в саду гулял студент с девушкой. Зверь напал на парня. Когда приехала милиция, молодой человек лежал подо львом окровавленный. Милиционеру ничего не оставалось делать, как выстрелить в животное. Кинг погиб, парня увезли в больницу. В результате для двух оставшихся неснятых эпизодов льва арендовали в местном зоопарке и «гримировали» его под Кинга – наращивали гриву, красили в нужный цвет. Планировали продолжение Ряд трюков для фильма актеры выполняли самолично. Без помощи дублеров Андрей Миронов обошелся в сцене, когда спускался с 6-го этажа гостиницы на ковровой дорожке, сам на ходу забирался в машину, героически нырял в холодную Неву. А вот эпизод, где его герой плавал под водой, снимался уже в теплом Неаполе. В сцене, когда герои прыгали с одной стороны моста на другую, были задействованы студенты циркового училища. По-настоящему уникальными были съемки, когда самолет садится на проезжую часть, где едут машины. Эту сцену снимали на Ульяновском аэродроме, который задекорировали под обычное шоссе – с киосками на обочине, светофорами и пешеходными переходами. Шесть дублей подряд пилот-виртуоз приземлял самолет на «дорогу», где ездили машины, кстати, за рулем которых тоже были летчики. И делал это каждый раз мастерски. Любимый фильм Пикассо: как советская кинолента "Летят журавли" покорила Канны Съемки в Италии были не менее трудными. Во-первых, киношникам нельзя было в центре Рима ставить камеру на землю, иначе надо платить аренду. Поэтому оператор снимал все сцены с плеча. Во-вторых, полицейские не разрешали делать несколько дублей на улицах города. Например, сцену, с которой начинается фильм, когда скорая помощь сбивает столики в уличном кафе, разрешили снять только один раз. В результате один человек из массовки так крепко влетел в стену, что потом съемочная группа выплачивала ему денежную компенсацию, чтобы он не подал в суд. Изначально контракт был подписан на две серии. Но вторую серию не разрешил снимать российский МИД, чему Рязанов был чрезвычайно рад. Цитаты: – Я очень, очень богата! – Не волнуйся, это пройдет. * * * – От мафии еще никто не уходил! * * * – В этом городе львов больше, чем жителей! * * * – Не ешь меня, я невкусный! * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №40-2020 под заголовком «Итальянцев в России поцарапал лев».