«Не могу молчать - хочу рассказать!»

Справка

«Не могу молчать - хочу рассказать!»
© Новый Омск

Как создавался спектакль?

В 2019 году Надежда получила грант Союза театральных деятелей РФ на постановку спектакля и привлекла к проекту режиссёра из Новосибирска Полину Кардымон. Команду пополнили художник Алеся Баламутина, композитор Виктория Карловски и видеограф Егор Попков. Автором инсценировки выступил Егор Зайцев (Москва). И теперь омский зритель может познакомиться с героиней Надежды Костюк.

- В обычном спектакле актёру помогают сценография, коллеги, музыка, паузы, уход за кулисы. Что помогает вам?

- Глоток воды на сцене. Глаза зрителя, которые дают мне посыл, что меня слышат, и я получаю ответ. Говорю, потому что именно своим жизненным открытием-пониманием я хочу поделиться со всеми вами. Всем сердцем я отозвалась на повесть, которую отыскала, и всем сердцем реагирую, переживаю и не могу молчать - хочу рассказать!

- Что за повесть? Она сама появилась или вы искали материал целе-направленно, и она попала в точку?

- Мне хотелось найти такой материал, в котором говорилось бы о современных подростках. Поэтому искала среди произведений, написанных за последние три-четыре года. На глаза попалась серия книг лауреатов премии VI Международного конкурса имени Сергея Михалкова. И тронула повесть «Музыка ветра» Татьяны Томах.

- Героиня спектакля похожа на вас?

- Жизненные обстоятельства очень разные у нас, но в человеческой боли мы схожи. Мне нравится, что Поля Кардымон - мой режиссёр - даёт мне свободу в снятии своих рамок человеческих. Это ещё как работа с психологом. В материале есть фраза «защитная маска», так вот моя героиня Вероника живёт без неё, а я только учусь себе разрешить снять её. Может, это наша кухня... но это бальзам для меня, хоть и болезненный порой.

- Вы искали материал про современных подростков. Чем они отличаются от вас, когда вы были подростком? В чём их современность?

- Я имела в виду, что историю искала с сотовыми телефонами, не когда-то в 30-х годах. И чтобы режиссура была непривычной мне. А у подростков те же переживания и проблемы, что и у меня, у нас. Тоже дурь есть, но уже своя, и бунтарство - у кого-то явное, у кого-то запоздалое. Сейчас точно ребята смелее, но это в восприятии моих глаз и моего мирка.

- Чему вы ещё учитесь у своей героини?

- Я не у персонажа учусь, а сама над собой работаю, благодаря материалу, а не персонажу. Благодаря процессу я учусь быть собой. Вышла и говорю текст, как будто про версию себя, какой я могла бы быть. Там много тем, которые со мной соприкасаются. Это ещё одна версия меня, которая не боится ничего. Которая, даже в мыслях, очень свободна.

- А давно вы начали готовиться к постановке «Музыка ветра»?

- Год назад.

- Пандемия вам в этом плане помогла?

- Пандемия пошла нам на руку. В июне мы всей командой репетировали, собирали постановку в Новосибирске.

- Всей командой?

- Да, кроме автора повести и драматурга, который обрабатывал инсценировку. Даже прогон эскиза устраивали для своих. Стипендия Союза театральных деятелей пришла к зиме, и работа началась основательно. Я в полном восторге ещё от того, что помимо нашей команды в создании спектакля помогали Новосибирский детский сад, ребята из театральной студии «Маскарад», коллеги моей мамы и школьницы гимназии № 10. Все люди нужны были для исследования. Режиссёр дала задание поснимать по одной минуте людей нужных нам возрастов. Чтобы они просто смотрели в кадр.

- Их лица будут в спектакле? Или это была работа исключительно для вас?

- Кто-то может себя увидеть на экране, но увидят они своё лицо в контексте истории, рассказанной мной. А кто-то из зрителей увидит в этих лицах и героях себя. А технически работа снимать людей по одной минуте была только для меня и проекта.

- Как думаете, почему актёр обращается к жанру моноспектакля?

- В моём случае я как будто сама создаю себе прокачку актёрской природы. Подробную. Новый экзамен себе устраиваю. Не знаю, откуда пришло желание обратиться к истории о подростке. Но это меня сильно волнует, и что-то до сих пор я переживаю, что было тогда и что я не отрефлексировала. От чего было больно или счастливо.

Тем более формирование человека ужасно интересно, как все люди влияют на тебя и на твоё становление. Когда, проходя этапы, повстречав разных людей, услышав разные слова и мысли, получив различные шишки, ты переболел и возродился уже с новыми качествами или пониманием. Ты вроде тот же, но с чем-то пережившим. Сейчас мне хочется говорить, слушать о подростках. Может, в какой-то степени разобраться в себе той. Проанализировать. Мне хочется развиваться, учиться и пробовать. И я это делаю.

Что: моноспектакль Надежды Костюк «Музыка ветра» (12+)

Где: Драматический Лицейский театр

Когда: 19 ноября в 19.00

Стоимость: 200-250 руб.

От редакции. Обращаем внимание, что в указанный срок спектакль может не состояться в связи с пандемией.