Умный TikTok: новый формат TED-talk и многотысячная аудитория      

В свои 21 года студент Высшей школы экономики Михаил Петров оканчивает бакалавриат по специальности «политология и мировая политика», успел поучиться год в Америке и стать известным видеоблогером в TikTok — но не за счет веселых видео, а благодаря вдумчивому образовательному контенту на тему общественной и политической жизни. Михаил говорит о своем профиле как о «TED-talk в формате TikTok» — редакция T&P поговорила с ним о буднях тиктокера, потребности в знаниях, тренде на умные платформы и развеяла миф о TikTok как площадке для видео с танцами.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Михаил Петров

TikTok || Instagram

— Начнем с самого простого: ты и TikTok — любовь с первого взгляда?

— Не совсем, хотя меня всегда привлекали какие-то активные задачи, более практические, хотелось что-то делать, вместо того чтобы теоретизировать. Я успел попробовать снять кино, запустить стартап, а еще на первом курсе я пытался делать нечто подобное, чем сейчас занимаюсь в TikTok, только на YouTube. Даже пытался продвинуть этот проект на студенческой ярмарке в Высшей школе экономики, где можно получить финансирование вуза. Правда, тогда эксперты не поддержали мою идею, зато теперь, через три года, она нашла свое место. И так даже лучше, потому что всему свое время. Тогда развить идею нормально я бы не смог: я уехал на бесплатный год учебы в Америке и пытался удаленно как-то руководить командой единомышленников, но процесс не пошел.

— Как ты вернулся к этой идее в новом ее формате? Просто сидел в один день и решил: «А не записать ли мне, как я танцую в TikTok?» — а потом решил сделать что-то другое?

— Когда я вернулся из Америки, у меня был небольшой кризис: я не понимал, для чего я учусь на политологии. Затем я попал в команду Дарьи Бесединой, депутата, и это дало мне много энергии, ощущение, что я могу как-то на практике применять свои знания, и, соответственно, я вообще не думал возвращаться к какому-то там блогингу. Мне нравилось работать с командой, было очень интересно влиять на реальное развитие политической ситуации и особенно городской политики. А потом, совершенно неожиданно для многих, случился карантин, в который я и открыл для себя TikTok с точки зрения не просто просмотра чужого контента, но и съемки собственного.

Я, действительно, сперва попробовал сделать смешное видео в таком стандартном ключе TikTok, и оно набрало какое-то количество просмотров, что мотивировало меня продолжить. Но не могу сказать, что я какое-то долгое время просто «смешно танцевал на камеру», — я практически сразу задался вопросом, а есть ли в TikTok что-то политическое, то, что мне интересно. Конечно, поскольку в Америке TikTok более развит, основные видео мне попались именно американские, и среди них был один и с пресловутыми танцами, но про проблемы колониализма в Африке. Тогда-то я и решил сделать что-то аналогичное, но про Крым — и это видео просто взлетело, причем настолько, что в какой-то момент мне стало даже не обязательно держать аудиторию танцами. Более того, видео без них зашли аудитории еще сильнее. В итоге получается, что я просто рассказываю людям интересные вещи про политику — и им это нравится.

— То есть ты практически сразу нашел эту нишу? Не было какого-то переходного периода между веселыми видео и политикой? Или все-таки был?

— Мне кажется, я просто сам по себе не очень веселый. Точнее, мне хотелось бы верить, что я такой, но создавать веселый контент я просто не умею. Поэтому веселых видео было, наверное, штуки три, и все потому, что шутить у меня не получается. Я и сейчас пробую, например, в Twitter, но много лайков это не набирает.

— Я правильно понимаю, что твой профиль в TikTok совсем свежий, ему несколько месяцев?

— Да, я завел его в начале апреля.

— Но при этом твоя аудитория уже перешагнула 100 тысяч, верно? Как вообще происходил этот набор аудитории, ты заметил? Или просто в один день проснулся знаменитым?

— Знаменитым я, конечно, не просыпался, но в целом это был органический рост, так или иначе постепенный. Коллабораций никаких у меня не было, все, что было, — это несколько суперуспешных видео. Некоторые из них набирали по миллиону просмотров и больше, и вот с таких видео как раз приходит много подписчиков. Пиковый период был примерно с 90 до 120 тысяч, а потом я сам приостановился. Сейчас я делаю видео все реже: летом, например, выпускался каждый день, а сейчас раз в неделю, если будет желание. Мне кажется, что многим людям, которые так или иначе занимаются чем-то творческим, свойственно перегорание, есть оно и у меня. Мне кажется, что я уже немного устал делать одно и то же, поэтому сейчас я пытаюсь как-то развиваться, мне хочется делать новое, и я уже экспериментирую с другими форматами и другими площадками.

— Значит, какого-то конкретного контент-плана, чтобы поставить все на поток, у тебя нет? Из разряда «во вторник мы делаем это, а в пятницу мы делаем то, бегаем везде с аппаратурой и личным оператором».

— Такого в моем случае не происходит, потому что оператор мне, во-первых, не нужен. Я пытался набирать команду, чтобы поставить свои идеи на производственные колеса, чтобы мне помогали, например, писать сценарии. Ведь быстрее писать сценарии значит быстрее снимать видео и выкладывать больше. Но в итоге я просто не нашел человека, который мог бы идеально написать сценарий за меня, хотя бы максимально хорошо и так, как я это вижу. Я все равно сам все перерабатываю, и на это уходит много времени.

Во-вторых, что подразумевает контент-план? Что ты придумал какую-то идею сейчас и через неделю ее выложишь. Для меня это как-то очень странно, потому что я (и, возможно, это неправильно с точки зрения монетизации) очень многое снимаю на эмоциях, когда у меня идет внутренняя мотивация, и без нее довольно сложно. Мне не хочется снимать видео для того, чтобы просто публиковать их по плану. Мне хочется, чтобы все, что я делаю, соотносилось с каким-то моим внутренним ощущением, что пора, вот сейчас — то самое время. Допустим, есть сейчас актуальная тема, Нагорный Карабах, и я знаю, что по ней есть такие-то научные труды с хорошим обсуждением, анализом и решениями. Посмотреть на них и рассказать другим мне будет интересно, я буду работать над этим материалом, тогда как планировать что-то через месяц для меня и нудно, и скучно. У меня есть масса придуманных идей, над которыми я в итоге не работаю, потому что пропал интерес. Вероятно, мне просто не хватает системности.

— Всегда ли твой контент — это отклик на какие-то актуальные вещи? Или все-таки есть, скажем, пул тем, которые более интересны? Или темы, которых ты вообще никогда в жизни не коснешься, потому что они против твоей природы?

— Я однозначно не буду рассказывать про то, во что сам не верю, и выкладывать антинаучные вещи, но специальных заранее заданных ограничений у меня нет. Но опять же мне не хочется делать контент ради контента для того, чтобы сегодня вышел выпуск, а завтра я мог сделать рекламу. Мне самому в процессе производства материала хочется узнавать что-то новое для себя. Конечно, у меня есть любимые темы — социология, политология, психология. Сейчас я, например, плотно изучаю тему осознанности и то, как работает мозг. Про это мне тоже хочется рассказать в перспективе.

— Для людей, которые считают, что TikTok — это просто: опиши, скажем, один день производства своего видео с момента, как пришла идея и ты понял, что хочешь что-то по ней снять. Как происходит процесс? Из чего он состоит? Из каких этапов?

— Сперва скажу, что наверняка есть люди, для которых TikTok — это просто. Все зависит от человека, у меня есть свои внутренние особенности, которые усложняют все мои процессы в некоторое количество раз. Со склонностью к перфекционизму, как у меня, будет сложно, а вот если ты можешь забивать на какие-то вещи и просто выкладывать то, что у тебя есть, будет проще. Я же хочу, чтобы все сделанное мною было максимально хорошо.

В среднем на то, чтобы сделать одно видео, у меня уходит весь день. Например, недавно я делал видео про Рут Гинзбург, верховного судью США, которая умерла некоторое время назад. С утра я прочитал об этом новость, понял, каким необычным человеком была Гинзбург и что я хочу про нее рассказать. Тогда же я начал собирать про нее материал — его нужно много, и при этом его надо систематизировать до определенного объема, чтобы уложиться в минуту. На основе данных я пишу сценарий, вместе с анализом материала это занимает несколько часов (может уйти до пяти). Плюс прокрастинация, плюс отдыхать тоже нужно. Когда есть готовый сценарий, наступает момент съемки. Для нее нужны красивые картинки на задний план, так что дополнительно я начинаю искать иллюстрации. Потом уже сажусь и начинаю снимать, и это непростой процесс, потому что мне часто многое не нравится. Я стараюсь с этим бороться, но выходит не всегда, поэтому моя съемка — это масса дублей. В итоге одну минуту я снимаю минимум час, а потом начинается редактура, добавление текста, загрузка видео. В общем, определенно, все это можно делать быстрее, а можно долго — это вот как раз мой случай.

— Считал когда-нибудь среднее количество дублей на один тикток? Какое примерно число?

— Видео обычно состоит из кусочков. Допустим, первый кусочек — это я говорю, что Рут Гинзбург, верховный судья США, умерла, ей было 87 лет. В таком куске совсем немного слов, и самое быстрое, что может быть, — это снять его за два дубля. Но бывает, что время уходит на до 10 повторений этих нескольких слов, потому что мне, например, не нравится моя манера подачи, или звук плохой, или еще какая-то помеха — мелочь, из-за которой ты будешь снимать один отрывок снова и снова. В среднем же одно видео состоит из где-то 15 таких кусочков.

— Получается, что одно видео — это твоя работа на день минимум, на два — в среднем и на бесконечность — максимум.

— Получается, что так. У меня редко бывало, чтобы я выпускал больше двух видео в день. На нормальный хороший ролик действительно уходит где-то день.

— А в чем вообще ты сам видишь причину успеха и востребованности твоего контента в TikTok, контента просветительского, познавательного? Есть же такое мнение, что TikTok — это исключительно развлекательная платформа, чтобы посмотреть веселенькие видео, и тем не менее твой профиль полетел. Как думаешь, с чем это связано?

— Действительно, есть мнение, что TikTok — развлекательная платформа, но на самом деле это просто еще одна платформа с информацией, которая бывает и веселая, и образовательная. Почему люди заходят в TikTok? Потому что он предлагает тебе видео, ты его смотришь и тебе интересно. И мой контент в том числе, и любой другой образовательный контент, если его делать правильно, будет привлекать внимание. Даже если кто-то зашел в TikTok посмотреть на танцующего пожарного, человек не закроет видео про политику, если оно его зацепит, — а TikTok в плане рекомендаций устроен очень неплохо. К тому же сейчас социополитическая ситуация у нас необычная, люди, в том числе молодые, начинают интересоваться политикой и обществом все больше и больше — и это как раз то, что отражает мой профиль. Я вижу, что спрос на такой контент есть — и в первую очередь потому, что его мало. Напомню, что я сам начал снимать видео о политике, потому что мне их не хватало. Политические тиктоки в американских профилях я нашел, а вот в русскоязычных — не особо.

— Ты считаешь, что тренд на умный TikTok — это не какое-то случайное маргинальное течение, а что-то более осознанное? Есть ли у него шансы задержаться и развиться во что-то суперпрекрасное?

— Не думаю, что «умный TikTok» в принципе нужно выделять отдельно, не то чтобы это какой-то специальный феномен — это обычное явление для любой площадки, где есть контент. Любой YouTube, любой Instagram так или иначе со временем начинает производить образовательный контент, потому что он востребован всегда и везде, это естественно. И да, я думаю, что так и должно быть, поэтому образовательный TikTok будет процветать, пока будет существовать платформа, потому что спрос есть.

— Пока будет существовать платформа? Есть какие-то печальные предпосылки к тому, что ее не станет? Пока что TikTok выглядит довольно стабильно.

— Для тех, кто не живет в Америке, там уже нестабильно, при этом именно США контролируют платформу. Так что если ее закроют в Америке, то, я думаю, и на нас это скажется. TikTok уже запретили в Индии, и площадка вводит цензуру. Совсем недавно была новость о том, что по запросам российских властей из TikTok удаляют видео, которые так или иначе связаны с ЛГБТ-тематикой, — это уже некоторые ограничения свободы и большой удар по перспективности любой площадки. Та же Twitter-революция случилась когда-то именно потому, что Twitter был свободной площадкой, где делали и говорили что хотели. В TikTok пока что так же, но уже есть первые тревожные звоночки.

— Тогда, мне кажется, это правильный момент, чтобы спросить про планы на будущее. Ты уже упомянул про новые площадки и форматы — может быть, есть уже более глобальное представление? Что будешь делать, если не будет TikTok? В принципе, в целом что будешь делать дальше в контексте этого своего увлечения просветительским контентом?

— Я не держусь за TikTok: я уже сказал, что успел даже немного устать от него, поэтому сильно я не пострадаю. Сейчас я развиваю блог в Instagram, думаю о том, чтобы еще раз попробовать YouTube. Какие у меня планы на будущее? Сложно сказать. Благодаря TikTok я получил аудиторию, людей, которые меня смотрят, и, естественно, с ними я могу идти на другие площадки, потому что мне интересно делать сам контент. Соответственно, я буду этим заниматься и дальше. Показательно, что сейчас я стал изучать политологию больше, чем за все три года своего предыдущего обучения, только потому, что у меня есть дополнительный стимул получить отзывы от большого количества людей. Раньше я не совсем понимал, зачем я учился. Сейчас я учусь сам — даже не столько в университете, сколько вне его, потому что у меня есть кому это все рассказывать и я могу как-то влиять на общество в том числе. Менять человеческое понимание, представление о каком-то вопросе — это огромный стимул.