Нищета, мужчины и знаменитые «Валенки» Лидии Руслановой

Сегодня, 27 октября, исполняется 120 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР Лидии Руслановой. Основное место в ее репертуаре занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одним из самых популярных исполнителей в СССР, а ее исполнение русских народных песен считают эталонным. Однако в ее жизни были не только головокружительные взлеты, но и унизительные падения.

Нищета, мужчины и знаменитые «Валенки» Лидии Руслановой
© Мир24

Как Прасковья Лейкина стала Лидией Руслановой

Лидия Андреевна Русланова родилась в семье старообрядцев Лейкиных. Изначально она носила имя Прасковья, у девочки также был брат Авдей и сестра Юля. Отец Лиды работал грузчиком на пристани и был единственным кормильцем в семье, но сразу после начала русско-японской войны Андрея Лейкина забрали в солдаты.

На плечи матери Лидии, Татьяны, которая осталась с тремя детьми, слепой свекровью и больным свекром, свалилось обязательство по заботе о семье. Она устроилась на кирпичный завод в Саратов, а детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. В итоге мать будущей певицы заболела и все время без движения лежала на скамейке, пока Лида расхаживала по русской печи и пела. Мама умерла, когда девочке исполнилось шесть лет. Тогда зарабатывать деньги пришлось ей самой и ее бабушке. Они ходили по деревням, пели песни и попрошайничали.

На удивление такие представления нравились людям и певицу даже приглашали в купеческие дома. Когда Лиде было семь лет – умерла и бабушка.

Однажды внимание на девочку обратила вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Она пожалела детей и за свой счет пристроила их в приюты. Лида была определена в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, там даже был собственный детский церковный хор. Однако крестьянских детей туда не брали, поэтому пришлось оформить ей новое имя. Так девочка стала Лидией Руслановой.

Впоследствии оказалось, что отец Лиды выжил, однако потерял одну ногу. Он сидел на паперти храма и просил милостыню, девочке и мужчине приходилось делать вид, что они незнакомы. В противном случае, могло выяснится, что у сироты есть кормилец и ее бы отчислили из приюта.

Благодаря необычным голосовым данным девушка поступила в саратовскую консерваторию, и несмотря на то, что ей пророчили карьеру оперной певицы, душа Лиды всегда лежала к народным песням.

«Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня», – Лидия Русланова.

Два замужества и начало карьеры

В 1916 году она добровольно ушла на фронт. Во время войны служила в санитарном поезде, а в 1917 году вышла замуж за интенданта Виталия Степанова. В этом же году у них родился сын, который умер, не прожив и месяца. Через год муж бросил Лиду и уехал. А в 1919 году Русланова вышла замуж за сотрудника ВЧК Наума Наумина.

Выступать с сольной программой на сцене Лидия Андреевна начала в 1923 году. Тогда же она начала уделять больше времени самообразованию, собирала книги, русские народные костюмы – Русланова очень тщательно подходила к выбору своей одежды. Ее слушателями стали разные слои населения по всей стране, это были и учителя, и крестьяне, и успешные музыканты, писатели, артисты. С песнями артистки выпускались грампластинки, которые пользовались большой популярностью.

«Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась, ни сцены, ни публики», – рассказывала артистка.

Третий, четвертый муж и внезапная война

В 1929 году певица разводится с Науминым и выходит замуж за конферансье Михаила Гаркави. Он привил ей любовь к коллекционированию. В 1930-е годы Русланова гастролирует по всему Советскому Союзу. Ее голос обладал большой силой и выносливостью, позволяя ей участвовать в 4-5 концертах за один вечер.

«Хорошо петь – очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь ее загадку. Песню я не пою, я ее играю. Это целая пьеса с несколькими ролями», – говорила Лидия Русланова.

С началом Советско-финской войны Русланова оказалась на фронте в составе концертной бригады. Чтобы не потерять голос на морозе, артистка постоянно принимала стрептоциды, за что получила прозвище «Лидочка-Стрептоцид».

В начале Великой Отечественной войны в репертуаре Лидии Андреевны появилась песня «Валенки», по которой ее помнят и сегодня.

Фото: википедия

В 1942 году на одном из своих концертов Лидия Руслановна знакомится с командиром корпуса генерал-майором Владимиром Крюковым. Он был вдовцом и имел пятилетнюю дочь. Русланова несколько раз приезжала в корпус Крюкова, а чтобы Гаркави не мешал им проводить время, его подпаивали и укладывали спать. В конце концов певица снова развелась и вышла замуж за Владимира Крюкова. Дочь мужа артистка воспитывала как свою. В конце войны Лидии Андреевне удалось забеременеть, но из-за начавшегося диабета пришлось прервать беременность. В 1942 году ей также присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Именно тогда она спела для бойцов Красной армии в Берлине у Рейхстага. Больше всего солдаты просили ее исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!»

«Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!», – возмущалась певица.

Соловей в клетке

Через два года после окончания войны Лидию Русланову вместе с мужем арестовали за «антисоветскую пропаганду». Также певицу обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах». Генерал Крюков действительно перевез к себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей из домов отступавших немцев. Однако виновной себя певица не признавала. Песни Руслановой оказалась под запретом, а саму артистку приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. В 1950 году ее перевели во Владимирскую тюрьму, где она познакомилась с Зоей Федоровой. Тюремное начальство не раз просило Русланову спеть на праздничном вечере, на что Русланова, выразительно глядя на решетку, отвечала:

«Соловей не поёт в клетке».

Лидия Русланова несколько раз попадала в карцер, из-за чего у нее появилось воспаление легких. После освобождения и реабилитации артистка вновь воссоединилась с мужем, которого осудили в 1951 году. Они пытались оправиться, вернуть себе собственное имущество, но, по рассказам дочери Крюкова, Лидия Русланова сильно страдала от перенесенного унижения. Во время заключения она подорвала голос и не хотела возвращаться на сцену.

Тюрьма сильно подкосила и здоровье Владимира Крюкова. Он ходил медленно, с согнутой спиной. Чтобы заработать деньги, Лидия Русланова решает вернуться на сцену. Как оказалось, певица до сих пор была востребована, у нее началась активная гастрольная жизнь и запись новых пластинок. На первый гонорар она приобрела мужу автомобиль ЗИМ.

Смерть

Владимир Крюков так и не смог оправиться после тюрьмы. Перенеся два инфаркта, он умер 16 августа 1959 года. Певица тяжело переживала кончину мужа и перестала выходить на эстраду. Однако в 60-е годы вновь вернулась и выступала на концертных площадках практически до конца жизни.

В последние годы жизни Русланова часто болела, жаловалась на сердце, а 21 сентября 1973 года скончалась от сердечного приступа. На ее сердце нашли следы нескольких инфарктов. Похоронена певица на Новодевичьем кладбище в Москве. Проводить любимую артистку в последний путь пришло так много людей, что движение транспорта у кладбища пришлось остановить.