Вадим Демидов: нам нужно повернуться к будущему лицом
Лидер нижегородской группы «Хроноп» Вадим Демидов рассказал РИА «Время Н» о работе над новым альбомом и об актуальном музыкальном русском языке, а также поделился опытом онлайн-уроков по сочинению песен.
— Вадим, обычно интервью берут после выхода «готового продукта»; сейчас продолжается работа над новым альбомом «Хронопа» — и тем интереснее. Вы говорили, что записываете «тишайшую» и довольно «минималистическую пластинку». Не будет никаких «фуззов»? Будут замысловатые аккордовые прогрессии"? То и другое?
— Во время работы над альбомом «Отчаянье и любовь» пришло осознание, что выпускать еще один альбом русского рока, это не совсем то, чем я сейчас хочу заниматься. Как бы мы, «хронопы», не пытались облагородить русский рок, надо помнить, что это всего лишь орок-н-ролленная версия дворовой песни. В 80-х эта музыка казалась прогрессивной, но ныне она уже сильно консервативная, сто раз пережеванная, переработанная.
Я стал думать, а что я могу с этой формой поделать? По части звучания я точно уже никакой революции не смогу совершить. По части исполнительства тоже — ведь рядом со мной нет великих музыкантов. Но по части мелодий и «замысловатых аккордовых прогрессий» — это уже ближе ко мне. И потихоньку стали появляться небанальные вещи — «Где та река», «Ведьма», «На один оборот ключа».
На новом альбоме я продолжаю эти эксперименты. Музыкальные гармонии тут необычные для русского рока. Есть приключение мелодии. Порой я чувствовал, что новые вещи было бы более логично реализовать с какими-то академическими камерными ансамблями. Но пока такого состава у меня нет, то реализуем по старинке — гитара, флейта, клавишные, перкуссия. Алекс Репьев, который продюсирует уже седьмой наш альбом, очень помогает в этом.
Сегодня, как можно заметить, россияне двигаются задом наперед, повернувшись лицом к победам и достижениям наших отцов и дедов. Поиск золотого века идет в историческом прошлом, а не в будущем. В музыке, увы, похожая ситуация. Очередной виток интереса к бардовской песне, к музыке советских ВИА, — и все это меня совсем не радует. Я себя не буду уважать, если займусь тем же. Поэтому и ковыряюсь в том, в чем сквозит будущее, в чем есть дух нового времени.
— Работа в студии началась в конце февраля. За это время много всего произошло. Вы написали, если это можно так назвать, гимн выхода из карантина — «Первая водка свободы». Да и за минувшую осень и зиму, по вашим словам, было написано довольно много песен. Составлен ли корпус альбома? Уже есть представление, каким он будет?
— Месяца два назад я почувствовал, что пора остановиться со списком песен. Иначе альбом будет слишком объемный и слушателю будет непросто принять столько не самых простых вещей разом. Алексей Мажаев однажды написал, что про альбомы «Хронопа» обычно все ясно заранее: будут умные и красивые песни. Все то же будет и на этот раз: умные, красивые, и я бы еще добавил, — содержательные.
— Особый интерес вызывает название будущей пластинки. По счету альбом будет одиннадцатым. Вы как-то говорили, что даже немножко тянет назвать его «11». Какие мысли по этому поводу? И вообще, расскажите, в какой момент вы чувствуете, что пора ставить точку.
— Над названием я еще думаю, хочется найти образ, объединяющий довольно разноплановые вещи.
— Полгода назад вышел трибьют-альбом «Хронопу» под названием «Весна». На подходе — вторая часть — «Осень», где песню «Ну и зря боялась» исполнил Андрей Макаревич. Как случилась такая история? Вы довольны результатом? Мне кажется, вторая часть по «звездности» участников однозначно перевешивает первую.
— Действительно, в осенней части трибьюта больше звездных музыкантов. Но на мой взгляд, самые интересные вещи для хроноповского трибьюта записали музыканты с весьма скромной известностью. Особенно девчонки постарались. Нижегородка Поля Яблокова записала неожиданную фолковую версию «Деревенской», Юля Тузова, она родом из Дзержинска, но перебралась в Москву, исполнила «Медузу» а-капелльно, и это большая удача, москвичка Лена Лилеева сделала «Двое в лодке» так, что я слушал просто с открытым ртом. Девчонки были готовы рисковать — и поэтому результат неожиданный.
Конечно, я рад, что Макаревич спел «Ну и зря боялась». Когда я обратился к нему с просьбой поучаствовать в трибьюте, я — честно — не очень надеялся на результат, у рок-звезд обычно все события расписаны на год вперед. Но Андрей откликнулся мгновенно, написав: «песня отличная, и в меня вполне ложится». И отметил, что сегодня она еще более актуальна, чем два года назад, когда была записана «хронопами». Андрей реально украсил трибьют.
— В последнее время вы даете в сети онлайн-уроки по сочинению песен. Какие люди приходят к вам? С каким музыкальным багажом? Слушают ли они сегодняшнюю музыку?
— Я даю онлайн-уроки всего несколько месяцев, но уже можно сделать какие-то выводы. Все ребята плотно сидят на классике русского рока, от Янки и Летова до звезд «Нашего радио» нулевых годов. Когда я советую послушать каких-то новых западных музыкантов, то эти имена чаще всего ничего им не говорят. Ну я начинаю знакомить с тональностями, с какими-то гармониями, что сегодня в ходу, и все постепенно въезжают, появляются песни, идет процесс. Но, разумеется, ждать, что после двух-трех-четырех уроков возникнет новый Цой, наивно. Тут многое зависит, готов ли человек открывать в себе новые уголки, готов ли к движению вперед. К сожалению, атмосфера в стране способствует скорее закрытию человека, его капсулированию, и не всех потом удается открыть.
— Последнее. Каким вы видите сегодняшний, скажем так, актуальный музыкальный язык? Что он из себя представляет? Семплированный звук с внедрениями прочей электроники. Смешение стилей?
— Гребенщиков как-то заметил, что сегодня даже большие авторы-песенники, находятся в мелодике, которая нам давно и хорошо известна, эта мелодика собственно существовала и до них. Большинство ориентируются на какие-то референсы — чтобы не хуже, чем, скажем, у «перцев», или не хуже, чем у «Колдплей». Питаются переработанным продуктом. И очень мало музыкантов, кто бы сделал полшага вперед и зашел бы в область, которая нам еще неизвестна. Нам сейчас не хватает хаоса, ведь только из хаоса появляются свежие идеи. Нужна новая музыкальная революция, по силе подобная тем, что некогда утраивали битлы с роллингами, потом панки, потом рейверы… Но для этого нам нужно повернуться к будущему лицом.