Замерз, уснул, ожил: как погрузить человека в спячку
Даже полет к соседнему Марсу занимает полтора года. Что уж говорить о далеких маршрутах, на них не хватит всей жизни. В фильмах героев погружают в длительный сон, наподобие того, как медведь впадает в зимнюю спячку. Холод замедляет метаболизм и тормозит естественное старение организма. Эту процедуру играючи проходили персонажи Сталлоне и Шварценеггера (с них как с гуся вода), а также наш Донатас Банионис в фильме «Бегство мистера МакКинли» под бодрые песни Высоцкого.
Но это фантазии. Принципиальная проблема: заморозка органов не может влиять на мозг, он должен работать как часы. Это состояние называется гипобиоз, и оно было неподвластно науке. Но недавно ученые добились прорыва. В Институте биофизики клетки РАН инертный газ ксенон вводит в оцепенение крыс на семь суток. Сердцебиение грызунов, как у йогов, уменьшается в 2–4 раза, температура тела снижается на 7–8 градусов. Восстановление занимает 10–15 часов. Попутно замечу, что вклад крыс в науку настолько велик, что неизвестно, больше от этих грызунов пользы или вреда.
В США, натренировавшись на мышах, научились погружать в зимнюю спячку собак и свиней. Спасибо, братья меньшие, но как же человек? Совсем недавно в Мэрилендском университете сделана операция после смертельного огнестрельного ранения. Резкое охлаждение до 10 градусов приостановило биохимические реакции, нейронам потребовалось меньше кислорода. У хирургов появилось необходимое время на операцию. В результате удалось спасти жизнь, когнитивные способности не пострадали. Проведено уже несколько операций, но имена скрываются. Максимальное время погружения человека в анабиоз — два часа.
В Мэриленде преподает многолетний руководитель космической программы СССР академик Роальд Сагдеев. Неудивительно, что уникальная технология заинтриговала космические агентства ведущих стран. Естественно, хирурги уверяют, что их работа не имеет отношения к космическим странствиям. Но скорость прогресса такова, что реальность быстро обгоняет осторожные прогнозы. Рекорд по длительности полета принадлежит врачу Валерию Полякову — один год и два месяца. Орбитальные полеты рекорду не угрожают, только межпланетные путешествия.