Элементарно, Ватсон: Кто должен был сыграть Шерлока Холмса вместо Ливанова
На днях увидела свет новая российская версия истории о Шерлоке Холмсе. В ней легендарный сыщик в исполнении Максима Матвеева оказывается в России и без доктора Ватсона. Многие уверены, что авторам сериала, какими бы профессионалами они ни были, вряд ли удастся повторить успех знаменитого советского фильма о Шерлоке Холмсе, которому в этом году исполнилось 40 лет. В чём секрет многолетней популярности картины? Как она создавалась? И почему Василий Ливанов до сих пор не желает знать её режиссёра? Писали два товарища Как признался нам режиссёр картины Игорь Масленников, он детективы не очень любил. И книги про Шерлока Холмса, кстати, тоже. Но его привлёк сценарий, предложенный двумя друзьями – Валерием Фридом и Юлием Дунским. – Я был худруком телеобъединения на «Ленфильме», и Фрид с Дунским принесли сценарий. Он был очень интересный, смешной и забавный. Там, в отличие от Конан Дойля, были придуманы два очень хороших характера. Ведь все рассказы про Холмса написаны Ватсоном, но сам он всё время как бы в тени. А вот они его вывели из этой тени. Поэтому всё и получилось, – рассказал нам режиссёр. В роли Шерлока Холмса он с самого начала видел Василия Ливанова. Но Центральное телевидение его выбор поначалу решительно не одобрило. – Про Ливанова говорили: «Какой это Холмс? Это знаменитый московский скандалист», – делился Игорь Фёдорович. Но как раз аристократичная хулиганистость актёра и прельщала Игоря Масленникова. Однако на всякий случай режиссёр попробовал на роль Холмса Николая Караченцова, Игоря Дмитриева, Виктора Евграфова и Александра Кайдановского. Подумывал режиссёр и об Олеге Янковском, но в итоге всё же решил оставить опального Ливанова. С Ватсоном дела обстояли ещё сложнее. На его роль пробовалось множество актёров. В том числе и такие мастера, как Олег Басилашвили, Юрий Богатырёв, Александр Калягин и Леонид Куравлёв. Но ни одна из кандидатур режиссёра не устраивала. – Я пробовал очень многих актёров на роль Ватсона, пока не наткнулся в актёрском отделе на фотопробу Виталия Соломина, где он был с такими армейскими английскими усами, ну просто вылитый Конан Дойл! – вспоминает Игорь Масленников. – Но Центральное телевидение его не утверждало. Говорили: «Это русский с курносой рожей. Какой же он англичанин?». А он, кстати, абсолютный англичанин. Такой эдинбургский, рыжий, курносый. В итоге кандидатуру приглянувшегося актёра Масленников всё же отстоял. – Я думаю, что успех наших фильмов заключается не в Ливанове, а в Соломине, – считает он. – И в том, что сценаристы первыми придумали пару Холмс и Ватсон с ярко выраженными характерами. А без этих характеров получается просто изложение сюжета, что мы и видим в фильмах про Шерлока Холмса. Кто-то должен был всё время рядом его играть. И удача заключалась в том, что замечательный актёр Виталий Соломин «сделал» Холмса. Благодаря его реакциям образ Холмса получился таким объёмным. Так что Василий Борисович напрасно думает, что это всё только его заслуга. Некоторые, правда, считают, что актёрский дуэт Ливанов – Соломин сложился таким удачным ещё и потому, что актёры и в самом деле стали близкими друзьями. Русские англичане Долго не утверждали на роль и Рину Зелёную, сыгравшую мисс Хадсон. И Масленников для успокоения начальства попробовал на эту роль Елену Ханаеву. Хотя у самого сомнений в том, что играть должна именно Зелёная, не было. – Таких старушек среди актрис, которых можно было бы воспринимать как англичанку, было немного, – объяснял нам он. – А Рина Васильевна как раз такая интернациональная и очень выразительная. Все остальные очень русские. Довольно неожиданным выглядело и назначение на роль инспектора английской полиции Бронислава Брондукова. Кстати, вместе с ним пробовались Лев Дуров и Александр Ширвиндт. Правда, за кадром актёр говорит не своим голосом. Из-за ощутимого украинского акцента Брондукова его пришлось переозвучить ленинградскому актёру Игорю Ефимову. Атмосфера на съёмках картины по большей части царила творческая. Правда, Игорь Масленников как-то намекнул, что Василий Ливанов из-за чрезмерного пристрастия к выпивке порой даже срывал съёмки. Но сам актёр это решительно опровергает. – Он может нести всё что угодно, – заявлял нам в своё время сам Василий Борисович. – Если бы у меня было пристрастие к горячительным напиткам, я бы, наверное, не сыграл так. А потом, это не его собачье дело – выпиваю я или не выпиваю. На работе это никогда не сказывалось. Премия раздора Восстанавливать атмосферу старой Англии, по словам режиссёра, оказалось делом несложным. – Мы ничего не воссоздавали, – признался он. – Мы делали так, как нам самим представлялась Англия. Материальная культура викторианской Англии ничем не отличалась от культуры России того времени. И мебель покупали у одних фирм, и хрусталь, и посуду. Поэтому достаточно было собрать хороший реквизит, и всё вставало на свои места. С ещё большей лёгкостью появилась на свет знаменитая музыкальная тема картины. – Я просил написать Владимира Дашкевича такую британскую имперскую музыку, – рассказывал Масленников. – Для этого я специально ночью записал на магнитофон позывные «Би-би-си» – днём радиостанцию глушили, но ночью можно было записать. И я ему из Ленинграда по телефону проиграл эту музыку. Он тут же положил трубку на рояль у себя дома и сочинил свою тему. Он очень хороший стилист. Ни о каком продолжении фильма, по словам Игоря Масленникова, он тогда даже не задумывался. Но фильм неожиданно снискал бешеный успех. На телевидение стали приходить пачки писем от восторженных телезрителей. И руководство телевидения решило историю продолжить. – А время было такое, что этим было гораздо интереснее заниматься, чем остальными темами, – говорил режиссёр. – Сценарий к остальным фильмам делал уже я сам. Было решено снять фильм о гибели и воскрешении Шерлока Холмса и на этом вновь остановиться. Так в 1980 году на свет появились ещё три серии – «Король шантажа», «Смертельная схватка» и «Охота на тигра». Во время премьеры улицы попросту вымирали – народ торопился прильнуть к голубому экрану. Масленников и на этот раз не планировал снимать дальше, но всё вновь решили зрители, завалившие руководство студии письмами. В результате ещё через год публике была явлена двухсерийная «Собака Баскервилей», а потом и «Сокровища Агры». Но зрителей такое завершение киноэпопеи не устроило, и они вновь принялись бомбардировать режиссёра гневными письмами. Новый фильм, «ХХ век начинается», получился значительно слабее предыдущих серий. – Мы с Виталием не хотели сниматься, но Масленников нас уговорил, – рассказывал нам Василий Ливанов. – Прелесть сериала в том, что главное там не детективный сюжет, а отношения героев. Первое знакомство, недоверие друг к другу, совместное прохождение опасности, влюблённость, расставание. А в последней серии ничего этого нет. Мы просто катились, как бильярдный шар в лузу, за сюжетом. И это было неинтересно. Но окончательно отношения между Ливановым и Масленниковым разладились после того, как режиссёр получил госпремию за картину. Ни сам Ливанов, ни Виталий Соломин, ни главный оператор фильма в число награждаемых включены не были. – Если бы он был человеком порядочным, он должен был сказать, что не может получать награду без своих товарищей, – негодует Василий Ливанов. – Ведь фильм – это коллективная работа. Зато заслуги Ливанова признали в Великобритании, где ему вручили награду как самому лучшему Холмсу в мире. Королева Елизавета Вторая даже пожаловала актёру орден Британской империи за создание самого верного образа легендарного сыщика. Музыка композитора Владимира Дашкевича звучит в знаменитом лондонском музее на Бейкер-стрит, где располагается квартира Шерлока Холмса, воссозданная по литературному произведению. …Новые фильмы о Шерлоке Холмсе, безусловно, ещё будут сниматься в мире не раз. Но приблизиться к сногсшибательной популярности кинотворения Игоря Масленникова им будет нелегко.