«Последняя капля»: Билл Мюррей и София Коппола снова вместе
На Apple TV+ вышла новая картина Софии Копполы (боже, храни стриминги). Самая известная голливудская дочка (отец Софии, напомним, титан Фрэнсис Форд Коппола) сняла фильм о непростых взаимоотношениях взрослой женщины с отцом. Кристально ясная и одновременно загадочная, поэтичная и ироничная, легкая и вместе с тем напитанная настоящим чувством, «Последняя капля» сделана с присущим Копполе изяществом и обаянием.
Завязка распространенная – что для кино, что для жизни. Лора (Рашида Джонс) подозревает, что ее муж Дин (комик Марлон Уайнс) ей изменяет. Потому что стал слишком часто задерживаться на рабочих встречах, где его сопровождает новая ассистентка-красотка с ногами от ушей (Джессика Хенвик). С ней же он пропадает в бесчисленных командировках, причем после одной из них Лора обнаружит в багаже мужа женскую косметичку.
Пока Дин развивает новый бизнес, Лора утопает в планировании семейных дел и заботе о двух дочерях, чувствуя себя занудой. Вообще-то она писательница, но работа над новой книгой, как водится, не идет («Главное – просто начать». – «Ахаха» – отвечает белый лист). Когда Лора расскажет о своих подозрениях давно ушедшему из семьи отцу по имени Феликс (Билл Мюррей), арт-дилеру и плейбою, он предложит ей вместе последить за потенциально неверным супругом. Эта идея не кажется ей хорошей, но вот героиня, внезапно для себя самой, уже ввязывается в автомобильную погоню за мужем или даже в путешествие на мексиканский курорт, куда он отправляется в командировку.
София Коппола сыграла большую роль в карьере Билла Мюррея, впрочем, как и он – в ее. За работу в «Трудностях перевода» – щемящей и воздушной истории о нежности и невозможности любви между юной девушкой и взрослым мужчиной в Токио – Мюррей был первый и пока единственный раз номинирован на «Оскар». Если до этого в сознании массового зрителя он был все же в первую очередь артистом комедийного жанра, то вторая картина Софии Копполы не оставила ни у кого сомнений в том, что он является и крупным драматическим актером. Работа Мюррея, в свою очередь, помогла Копполе обрести статус не просто подающего большие надежды, но большого режиссера. Даже если она никогда не снимет ничего столь же значительного, вряд ли кто-то будет отрицать ее вклад в кинематограф.
С момента выхода «Трудностей перевода» прошло семнадцать лет: София Коппола за это время сняла еще четыре фильма разной степени удачности, одну рождественскую безделушку для Netflix с тем же Мюрреем и даже победила на Венецианском кинофестивале с картиной «Где-то» – она, кстати, тоже посвящена отношениям отца и дочери. Но, кажется, впервые со времен «Трудностей перевода» ей удалось создать нечто столь же универсальное, лаконичное и глубокое в своей простоте.
Мюррей в «Последней капле» – снова совершенно чудесный и при этом совершенно другой. В отличие от разочарованного в жизни меланхоличного героя «Трудностей перевода», его Феликс в новом фильме – человек-праздник, превращающий каждый день в приключение. Есть черную икру, пока сидишь в засаде, превышать скорость и убалтывать потом полицейских, знать всех в городе, очаровывать каждую встреченную женщину – это все про него. Этакий семидесятилетний Казанова, чье обаяние сбивает с ног.
Но не уступает Мюррею и Рашида Джонс в образе неуверенной в своем будущем Лоры. Возможно, в ее актерской судьбе «Последняя капля» будет иметь такое же значение, что и «Трудности перевода» в судьбе Мюррея. Джонс тоже была известна в первую очередь как комедийная актриса – например, по ситкомам «Офис», «Парки и зоны отдыха» и «Энджи Трайбека», – но теперь ясно, что ее актерский диапазон гораздо шире. Вообще, Джонс можно назвать одной из редких актрис, похожих на реальных женщин, а не на голливудских звезд, причем в первую очередь на каком-то энергетическом уровне. И, конечно, Коппола ее выбрала на главную роль еще и потому, что Рашида знает о харизматичных, талантливых и оттого наверняка сложных родителях из богемного мира всё: ее отец – легендарный композитор, музыкант, аранжировщик и продюсер Куинси Джонс, у которого на счету 27 статуэток «Грэмми» и ворох других наград. Джонс и Копполе наверняка было что обсудить.
Впрочем, «Последняя капля» – ни в коем случае не драма с большой буквы: картина, разумеется, не лишена фирменной иронии Софии Копполы. Более того, благодаря выбранному в качестве места действия Нью-Йорку лента в некотором роде напоминает работы Вуди Аллена о комичных парадоксах взаимоотношений людей. Особенно забавны эпизоды с героиней актрисы Дженни Слейт в роли приятельницы Лоры, с которой она регулярно пересекается в школе. Та без умолку уморительно трещит о своих любовных похождениях и надеждах на светлое будущее, совершенно не обращая внимания на то, что Лоре нет до этого никакого дела.
«Последняя капля» неожиданным образом рифмуется с прошлогодней «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, как бы говоря нам: вместо того чтобы мучиться подозрениями, можно просто поговорить. Но на самом деле картина не об этом. Она о мужчине, который когда-то совершил ошибку и желает исправить положение, повернуть время вспять (неспроста герой Мюррея дарит дочери свои старые часы). И о женщине, которая наконец перестает подсознательно искать в близких мужчинах черты своего отца и начинает новый отсчет. Есть подозрение, что это самый личный фильм Софии Копполы.