Российские древности: собор Рождества Христова в Каргополе

В древний город Каргополь Архангельской области не так просто добраться. Поезд туда не ходит, придется ехать от соседнего райцентра Няндомы. Автобусом можно добраться от Архангельска, а машиной удобнее ехать от Вологды – сейчас дорога, отходящая от трассы «Холмогоры» весьма приемлемая. Есть и более короткий, прямой маршрут, но мы в нашей экспедиции ехать им не решились. Об одном деревянном шедевре Каргопольского района, храме урочища Красная Ляга, мы уже писали. Теперь же настала пора рассказать о самом древнем памятнике Каргополя и всего Каргополья – Христорождественском соборе.

Российские древности: собор Рождества Христова в Каргополе
© Индикатор

Каргополь в 1900-е годы. Собор Рождества Христова слева.

Но для начала – пара слов о самом Каргополе. В названии этого города слышится созвучие с названиями Константинополя, Севастополя и Симферополя, но это созвучие обманчиво. В этих городах «-поль» — от слов «полис», город. А вот в таких городах, как, например, Тернополь, «-поль» — это «поле». Однако и в этом случае с Каргополем не все так просто. Да, «-поль» здесь означает именно «поле», благо в первых упоминаниях он так и назывался Карго поле. Но, во-первых, это «поле» переводное, с прибалтско-финского pelda, что тоже означает «поле». А во-вторых, не до конца ясно, что означает «карго» (к современному русскому «карго» — например, в Шереметьево-карго или карго-культу это не имеет никакого отношения). Может быть, из северных диалектов, где «карго» — «ворона», может – полная калька с карельского Karhupeldo – медвежье поле, медвежья сторона.

Современный вид собора. Алексей Паевский/Indicator.Ru

Вернемся же к собору. К слову, мы точно не знаем времени его постройки. Историк Александр Мельник в своей работе «Собор Рождества Христова в Каргополе» пишет: «Не существует полного единства и в отношении датировки каргопольского собора. Его относили и ко времени Ивана Грозного6, и к 1562 г., и к 1552– 1562 гг., и к 1561–1562 гг. Было даже высказано мнение о возведении храма в конце XV в. Но документально засвидетельствована лишь одна дата — 1562 г., время окончания строительства памятника. Правда, извлечена она из позднего источника, «Описи имущества собора за 1801 год». Однако, как будет показано ниже, анализ архитектуры здания вполне подтверждает именно эту датировку». Что ж, попробуем разобраться с тем, что нам известно об «одном из наименее изученных памятников русской архитектуры XVI столетия».

Собор ночью Алексей Паевский/Indicator.Ru

Как отмечали различные историки архитектуры, в своем строительстве зодчие опирались на различные образцы. Самый интересный из них (и весьма неожиданный) – это Успенский собор в Тихвине (1515 год). Главные бросающиеся в глаза необычные детали в обоих соборов – необычное расположение западных барабанов. Кроме этого, и в Тихвине, и в Каргополе, у пятиглавого собора только три световых барабана (с окнами) – центральный и оба западных.

Вид с другого берега Онеги. Христорождественский собор — слева. Фото начала XX века

Недавно удалось найти причину такого явления. Как пишет Мельник, в 1560 г., то есть буквально накануне возведения рассматриваемого здания, «по указу Ивана IV начинается строительство Большого Успенского монастыря в Тихвине, вокруг сооруженного на средства его отца московского великого князя Василия III Успенского собора. Несомненно, именно этот особый интерес царя Ивана к святыням Тихвина и сделал актуальными на короткое время архитектурные формы упомянутого Успенского собора. Потому-то каргопольцы, очевидно, не без влияния царя и архиепископа Пимена, и выбрали его в качестве одного из основных прототипов для своего собора.

Успенский собор в Тихвине. Как видите, западные барабаны отнесены от центрального и тоже световые. Wikimedia Commons

Как видим, каргопольский Христорождественский собор был создан новгородскими и, возможно, псковскими мастерами не методом копирования какого-то одного образца, а путем набора элементов из различных источников, важнейшими из которых стали тихвинский Успенский и московский Архангельский соборы. В результате возник пусть не самый гармоничный, но необыкновенно своеобразный памятник, который можно отнести к числу наиболее значительных произведений новгородской архитектуры XVI в».

Христорождественский собор. Вид с востока. Алексей Паевский/Indicator.Ru

Впрочем, первоначальный облик храма приходится теперь реконструировать. Дело в том, что в 1765 году собор перенес сильнейший пожар. Он разрушил кровлю храма, повредил даже стены. После восстановления храм обрел и новые элементы – новые приделы, контрфорсы, подпирающие треснувшие стены, каменные лестницы (ранее все три крыльца собора были, по-видимому, деревянными). Впрочем, некоторые пристройки появились еще до пожара. В 1775 году была построена соборная колокольня высотой в 61,5 метра. Кроме этих построек, на Соборной площади расположены Введенская церковь 1808 года и храм Иоанна Предтечи 1740-1751 годов, о которых мы тоже в свое время расскажем.

Контрфорсы и окна храма Алексей Паевский/Indicator.Ru

Восстановить детали завершения храма труднее. Вот что пишет Мельник: «Гораздо трудней то же самое осуществить относительно завершения его основного объема. Дело в том, что в позднее время при устройстве четырехскатной кровли были не только разобраны верха всех закомар, но и стесаны заподлицо все архивольты этих последних. Фрагменты нижних частей закомар ныне видны лишь на южном фасаде собора. Остается открытым вопрос о том, какую закомары имели форму: полукруглую или килевидную? Мне представляется более вероятной полукруглая форма, и вот почему. Во-первых, как будет показано ниже, одним из основных прообразов рассматриваемого памятника является московский Архангельский собор, а у него закомары полукруглые. Во-вторых, в самом Каргополе существует храм, явно построенный в подражание Христорождественскому собору — это церковь Воскресения (XVII в.). И ее хорошо сохранившиеся закомары также полукруглые».

Плита с надписью в стене собора Алексей Паевский/Indicator.Ru

По мнению историка, помимо тихвинского Успенского собора и Архангельского собора Московского Кремля, авторы памятника ориентировались еще и на некоторые элементы собора Покрова на Рву (Василия Блаженного), что еще раз говорит о некоей роли, которую сыграл Иван Грозный в создании этого памятника.

Что ж, в любом случае, почти полтысячелетия спустя собор Рождества Христова по-прежнему остается главной жемчужиной россыпи памятников архитектуры Каргополя. С 1936 года он передан в Каргопольский государственный музей-заповедник. На первом его этаже действует выставка «Шестой день творения», в которой собрана коллекция «небес» из деревянных храмов Каргополья.