Войти в почту

"Аутло" Ксении Ратушной: "Декамерон" на фоне московских спальных районов

Старшеклассник Никита (Виктор Тарасенко) влюбляется в своего гетеросексуального друга – бунтаря и первого красавца школы Альфача (Глеб Калюжный), который приглянулся еще и загадочной красавице Аутло (Елизавета Кашинцева). Параллельно с линией, посвященной любовному треугольнику, в 1980-х развивается история запретной любви женатого генерала Вячеслава (Виталий Кудрявцев) и танцовщицы-трансгендера Нины (Евгений Шварцман). Прокат «Аутло» Ксении Ратушной в России по понятным причинам, связанным с законом о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, был крайне большой интригой, и создателям картины действительно пришлось пройти через немалое количество трудностей, начиная от переговоров с инвесторами (в итоге Ксения сняла фильм полностью на свои деньги), заканчивая поиском прокатной компании – ей по итогу стала HHG, выпустившая в прошлом году драму с элементами БДСМ «Собаки не носят штанов». На удивление судьба ленты в России сложилась куда лучше, чем ожидалось. Фильм получил выданное Минкультом прокатное удостоверение, а также принял участие на Ханты-Мансийском фестивале «Дух огня», где получил несколько призов и изрядно удивил публику, что, впрочем, вполне объяснимо. С первых секунд «Аутло» представляет калейдоскоп провокационных кадров, в которых под легкую ненавязчивую музыку проходит БДСМ-оргия (с плетками и кровью) прямо посреди обшарпанной подворотни. Тут вместе с таинственным сопровождающим появляется и Аутло в обшитом красными камнями вечернем платье. Девушка, как она сама заявляет, может позволить себе все, усомниться в чем у зрителя времени не остается – буквально через пару минут от начала фильма героиня учиняет беспорядок в супермаркете и режет горло случайной встречной женщине, возмутившейся ее поведению. Тут зритель будет ожидать наряда полиции, наручников и суда, но этого не будет – Аутло покрывает влиятельный мужчина, пользующийся ее секс-услугами. Не сдает позиции картина Ратушной вплоть до финальных титров, с каждой минутой подкидывая все больше визуально-эстетичных кадров, в которых реалии современной России и СССР встречаются с сюрреалистической поэтикой и античными мотивами. Перед нами открываются сюжеты из «Декамерона» Боккаччо, на школьном уроке учитель говорит о диалоге «Пир» Платона, вмещающем гомосексуальные мотивы, а подростковые сходки вызывают ассоциации с картинами Босха (особенно с «Садом земных наслаждений»). Свобода и чувственность «Аутло» поражает. Но еще впечатляет гармоничное соседство в кадре нынешнего и советского периодов, которые в фильме разнятся в настроении и манере съемки. Московские подворотни и тесные квартиры окутывает безудержность. Там кто-то всецело предается оргии, кто-то курит, а кто-то принимает ванную, в которой неожиданно появляется рыба, также фигурирующая на полотнах Босха. Но камера притихает, начиная отдавать предпочтение вместо подвижности статике, и из адской пучины мы переносимся в 80-е, обрисованные не только в более сдержанной манере, но и с нежностью, какая окутывает отношения генерала и Нины и какой напрочь лишена подростковая среда современности. В одном из эпизодов Аутло говорит: «Мы все животные. Лучшее, что с тобой может случиться в жизни, – это быть красивым животным. Мы живем как бессмертные боги. У природы нет запретов. Люди сами придумывают законы, которые самым мелочным образом ограничивают их свободу. Аморальность – вот высший закон природы!» И действительно, фильм сдавливают с одной стороны ощущение горечи от неудовлетворенности и подавления желаний, а с другой – тщетность и пустота на фоне вседозволенности. И тут посреди вакуума, который порывисто, но безуспешно пытаются заполнить герои, самым светлым становится момент, когда Вячеслав и Нина уединяются в номере отеля, который на непродолжительное время становится вместилищем искренности, нежности и хоть и обманчивой, но надежды. Так же легко, как постепенно сплетаются в «Аутло» прошлое и настоящее, история любви генерала и танцовщицы-трансгендера и линия с бунтующими подростками, среди которых взрослеют и пытаются разобраться в собственных чувствах Никита и Альфач, фильм расширяется до полотна не только о любви, но и о внешней и внутренней свободе. И пусть мрачная тень прошлого виднеется по сей день. Пусть картина открывается словом IRONY, а красующаяся на лице одного из подростков татуировка FREE WILL будто со злой усмешкой смотрит в глаза героям и зрителям. Но может не такая уж она и невозможная – эта любовь? Да и свобода тоже. 

"Аутло" Ксении Ратушной: "Декамерон" на фоне московских спальных районов
© ИД "Собеседник"