Кровь, технологии, перевоплощения: "В чужой шкуре" Брэндона Кроненберга

4 ноября состоится премьера нового фильма Брэндона Кроненберга, сына легендарного канадского режиссера-фантаста. Технологии будущего шагнули вперед, и частью прогресса стали убийства, которые можно совершать с помощью специальных мозговых имплантов. Благодаря ним киллер перемещается в тело другого человека, расправляется с жертвой, а затем убивает носителя и возвращается в свое тело. Так зарабатывает на жизнь Тася Вос (Андреа Райсборо), с головой погрязшая в работе и забросившая семью. Стоит за Тасей некая могущественная компания, которой однажды поступает новый серьезный заказ. От героини требуется убить главу одной влиятельной корпорации Джона Парса (Шон Бин), вселившись в тело его будущего зятя – Колина (Кристофер Эбботт). Дело требует максимальной быстроты и точности, но именно на нем у Таси не получается сохранить контроль над носителем. В результате она и Колин вступают в борьбу за контроль над телом. Восемь лет назад Брэндон Кроненберг дебютировал с неординарной картиной «Антивирус», принявшей участие в «Особом взгляде» в Каннах. Действие фильма тоже разворачивались в будущем, где людская одержимость кумирами дошла до такой степени, что поклонники даже покупали их вирусные заболевания. Премьера же фантастического хоррора «В чужой шкуре» (дословно «Обладатель») состоялась уже на Сандэнсе, к которому новая Кроненберга по тональности действительно ближе. Как мы помним, Дэвид Кроненберг славен своими фантастическими боди-хоррорами, и в работах его сына явно прослеживается тот же уклон, однако в это же время манипуляции с человеческим телом у Брэндона подкрепляются его собственными интонацией и киноязыком, а также неординарными визуалом и подачей психоделики. «Обладателя», к слову, снимал Карим Хуссэйн, помимо «Антивируса» работавший еще и над сериалом «Ганнибал», отличающимся визуальной эстетикой. Одной из центральных для фильма становится тема расщепления личности. Не зря начальница Таси (ее, кстати, играет Дженнифер Джейсон Ли, исполнившая роль создательницы органических игровых приставок в «Экзистенции» Кроненберга-старшего и, скорее всего, появившаяся в «Обладателе неспроста) после каждого задания тестирует ее на работу мозга. Однако бесконечные переселения в других людей дают о себе знать. Так Тася перед визитом к семье тренируется, вспоминая собственные интонацию и мимику, а однажды ей привиделось, будто у ее мужа льется кровь из раны на шее – именно в это место героиня ударила ножом свою последнюю жертву. Пугающая реалистичность галлюцинаций является одной из сильнейших составляющих фильма, однако еще больше впечатляет то, как визуально представлен процесс вселения Таси в Колина и их последующей борьбы. Превращаясь в жидкую субстанцию, тело героини растекается, затем экран заполняется психоделическим калейдоскопом из корчащихся, кричащих лиц Таси и Колина, утопающих в синих тонах, после чего из той же жидкости материализуется уже тело мужчины. Визуальное подкрепляется чувственным, когда зритель становится свидетелем нарастающего галлюциногенного кошмара, отражающего борьбу между убийцей и хозяином тела. В сцене секса с девушкой Колина, не зря снова снятой в синих оттенках, мы видим то героя, то Тасю. В другом эпизоде Колин в ядовито-красной комнате душит Тасю, срывает с ее лица кожу, похожую на тряпичную маску, надевает на себя и тем самым подключается уже к ее сознанию. Грань, разделяющая киллера и носителя, стерта, и не исключено, что этому поспособствовала частично расщепленная личность героини, которая словно зависимая снова и снова возвращается к работе, будто пытаясь заполнить пустоты, образовавшиеся на месте разрушенных частиц. Интересен в этом ключе еще один момент, заключающийся в подсознательном, подлинной природе человека и его сокрытых желаниях, которые он подавливает, находясь в собственном теле, но может воплотить, переселившись в другое. Так, например, можно задаться вопросом, кто в большей степени совершает убийства, отличающиеся явными порывистостью и жестокостью. Тася, прочувствовавшая накопившуюся ярость своего носителя, или Колин, наконец-то воплотивший в жизнь потаенные фантазии? Тот же принцип, но в обратном порядке может сработать и при анализе финальной сцены. Впрочем, какая разница, если все равно побеждает всепоглощающий и сжирающий человека мир капитализма, в котором важнейшей ценностью и одновременно редкостью является внутренняя (да и внешняя) целостность.

Кровь, технологии, перевоплощения: "В чужой шкуре" Брэндона Кроненберга
© ИД "Собеседник"