Паулина Андреева об учебе на сценарном: "Я актриса и жена основателя школы. Эти вводные рождают предвзятость"
У меня такая фильмография, что ты не устанешь ее листать: один раз перелистнул – и она закончилась», – смеется Паулина Андреева. Актриса говорит, что в профессии давно на твердое отлично освоила искусство ждать – ту самую роль, режиссера, историю. «Если нет интересных предложений, я не снимаюсь, – поясняет она. – У меня были паузы и в год, и больше. Но я не считаю такие периоды застоем или неудачей. Скорее, наоборот: мне нравится, что я умею полноценно жить вне съемочной площадки. Хотя и сильно эту работу люблю». За 13 лет в кино согласия звезды удостоилось всего около 20 предложений – оно и понятно: хорошего никогда не бывает много. А четыре года назад, встретив Авдотью Смирнову (не только свою подругу и соратницу по благотворительному фонду «Выход», но еще большого режиссера и человека правильного литературного вкуса), Паулина попросила ее проверить себя на наличие писательского таланта. «Дуня спросила, зачем мне это. Я сказала, что есть ощущение, будто я не развиваюсь», – честно рассказывает Андреева, которая хотела не чего-то другого, а чего-то еще. И не знающая снисхождения Смирнова устроила ей настоящий курс молодого сценариста. «Около года она присылала мне задания, я писала по ним тексты и отправляла ей. Дуня возвращала детальный разбор, мы встречались, обсуждали все лично...» Бесценный опыт индивидуальных занятий Паулина решила дополнить академической базой – за ней отправилась на сценарное отделение киношколы «Индустрия». «Конечно, понимала, какое количество вопросов это вызовет. Я актриса и жена основателя школы. Эти вводные моментально рождают предвзятость. И единственное, что может все расставить на свои места, – это твоя работа. Избежать осуждения получится, только сидя дома. А я предпочитаю действовать», – без пустого кокетства признается Андреева. Оказавшись в кругу совершенно новых, но таких же молодых и прекрасных, ищущих себя людей, она ни на секунду не разуверилась в своей жизни «до», но ясно увидела, какие перспективы в кино могут открыться перед ней «после»: «В который раз мне стало понятно: не надо ждать правильного момента или чьего-то одобрения. Если чувствуешь потенциал и хочешь учиться – именно сейчас самое время». На курсах Паулина как следует набила руку на малой форме, написала сценарий короткометражного фильма о трогательном работнике похоронных услуг «Плачу с вами», сама – «исключительно от жадности» – его сняла, за что получила на «Кинотавре-2019» специальный диплом с формулировкой «За точную цветопередачу черного в комедии». И завертелось. В прошлом году, ближе к концу учебы, Паулинас Федором как-то обсуждали новые цифровые платформы и контент, который так нужен и которого всегда не хватает. «Разговор о будущем «Психе» случайно начал Федя: «Костя Богомолов – психолог с зависимостями», и все. Это была самая обычная беседа о кино, но скоро он предложил написать несколько сцен, а по том – пилотную серию», – рассказывает актриса. Дальше события развивались в меру стремительно: утверждение съемок, год непрерывного литературного труда, бесконечные правки и много драфтов финального текста. «Сейчас оглядываюсь назад и понимаю: если бы мы тогда остановились и взвесили все риски, то, скорее всего, никакого «Психа» бы не было. Я не взвалила бы на себя такую ответственность, а молодая компания «Видеопрокат» Леши Киселева и Сережи Бондарчука не стала бы его делать, – рассуждает вслух Паулина. – Но решения принимались быстро, интуитивно – я даже не заметила, как подписала договор и взялась за сценарий большого сериала». На первый взгляд кажется, что история о московском психотерапевте-мизантропе, чья жена больше года назад пропала без вести, а нестареющая доминирующая мать хочет свести его с резиновой куклой, Паулине Андреевой близка быть не может. Но она объясняет: «Мне было интересно исследовать психологические патологии времени: как мы справляемся с тревогами, как подменяем любовь, какие цели себе выдумываем, как общаемся с семьей, что чувствуем и думаем на самом деле. И почему нам всегда всего мало». И несмотря на то что в проекте собран редкий осенний букет актеров, от Елены Лядовой, Марины Александровойи Ани Чиповской до Игоря Верника, Розы Хайруллиной и Александра Горчилина, своим голосом Паулина выбрала того самого 40-летнего социофоба Олега, точно сыгранного Константином Богомоловым. Его нельзя обвинить в желании нравиться, он до обидного правдив и испытывает некоторые трудности с эмпатией. Работу над ним актриса называет самопсихотерапией. «Он говорит так прямо, как, мне кажется, многие из нас хотели бы. Без придуманных правил, этикета и социальных флажков». О своей новой роли в киноиндустрии Андреева рассказывает не без удовольствия. Со старыми, впрочем, прощаться не собирается – наоборот, ждет любые смелые предложения как никогда.Но и в планах ее – продолжать писать. «Я не отношусь к сценарной работе как к хобби, которым можно занять свободное время. Это большой труд, часто невидимый для других, но очень ценный». В самом конце вспоминаю про проведенный Авдотьей Смирновой тест на талант. Какой вердикт она вынесла? «Не буду пересказывать слова Дуни, – смеется Паулина. –Когда-нибудь спросишь у нее сам». С 5 ноября, more.tv Фото: ДАНИЛ ГОЛОВКИН Стиль: ЕКАТЕРИНА ТАБАКОВА Текст: ДЕНИС МЕРЕЖКОВСКИЙ МАКИЯЖ: АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ; ПРИЧЕСКА: НАТАЛЬЯ КОВАЛЕНКОВА; АССИСТЕНТЫ СТИЛИСТА: КИРИЛЛ ЛЕНЕВ, ЕВГЕНИЯ ЖИЛИНА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА АНДРЕЙ ХАРЫБИН@BOLD_MOSCOW; ПРОДЮСЕР КСЕНИЯ СТЕПИНА; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА КСЕНИЯ ПОКРОВСКАЯ.