Войти в почту

«Борат 2»: предвыборная агитация здорового человека

Незадолго до президентских выборов в США на Amazon Prime вышла комедия «Борат 2». Она получилась не менее восхитительно-провокационной и острой, чем первая часть 2006 года. На самом деле она даже более актуальна, чем первый фильм, потому что за прошедшие четырнадцать лет изменилась и ситуация в США, – и дата релиза явно выбрана неслучайно.

После возвращения Бората Сагдиева из США в Казахстан его отправляют в ГУЛАГ, ведь он нанес большой ущерб имиджу своей страны. Но у премьер-министра есть новое задание для журналиста, и поэтому в начале «Бората 2», снятого Джейсоном Уолинером и написанного толпой сценаристов во главе с Сашей Бароном Коэном, герой выходит на волю.

Его миссия заключается в том, чтобы подарить вице-президенту Майклу Пенсу обезьяну – министра культуры Казахстана и одновременно порно-звезду, дабы подружить два государства. Но все идет не по плану.

Во-первых, Бората теперь везде узнают, поэтому ему приходится примерять разные карнавальные костюмы, представая в типично американских образах. Во-вторых, в ящик с обезьяной забирается пятнадцатилетняя дочь Бората по имени Тутар (фееричная болгарская актриса Мария Бакалова) и съедает несчастную зверушку, оголодав и одичав за время долгого путешествии. На родине Тутар, как и другие девушки, жила в клетке, но она мечтает не о глобально иной участи, а о клетке получше, золотой, вроде той, в которой обитает принцесса Мелания из диснеевского мультфильма. Борат, зная, что его в Казахстане казнят в случае провала задания, вынужден придумать новый план. Теперь он намеревается подарить Пенсу собственную дочь. Тутар соглашается. Страну, между тем, постепенно охватывает коронавирус, но герои пока об этом не догадываются.

В России первого «Бората» не выпустили в прокат, что в итоге поспособствовало обретению им статуса, близкого к культовому. Первую часть запретили и в Казахстане, а перед выходом второй серии в казахском твиттере запустили хэштег #CancelBorat. При этом совершенно ясно, что неправдоподобно отсталый Казахстан в фильме намеренно не имеет к Казахстану реальному никакого отношения (снимали его, кстати, в Румынии). Это собирательный и максимально гипертрофированный образ государства, исповедующего патриархальные ценности, диаметрально противоположные «западным».

Такой прием позволяет нагляднейшим образом показать родство США и подобных стран: мало кто из персонажей-американцев пытался доказать Борату, что его взгляды совершенно людоедские, а многие и вовсе ему поддакивали. Намекает «Борат» и на отношение американского обывателя к жителям условного постсоветского пространства как к варварам.

Если не знать ничего о методе работы Саши Барона Коэна и его команды, то можно и не догадаться, что главный герой общается с реальными людьми, не подозревающими, что они участвуют в съемках художественного фильма. А журналисту какой-то «дикой» страны или, наоборот, своему в доску соотечественнику можно не стесняясь рассказать о своем взгляде на мир. Именно это превращает «Бората» и особенно «Бората 2» из просто комедии с чрезвычайной концентрацией абсурдного, дерзкого и зачастую туалетного юмора в остроактуальную социально-политическую сатиру на американскую действительность.

После прихода к власти Макдональда Трампа (как его называют в фильме) люди, изображенные еще в первом «Борате» – расисты, антисемиты, мизогины, приверженцы диких теорий заговора (Клинтоны пьют кровь младенцев!), – стали в реальной жизни более видимыми. Вдруг оказалось, что их очень много. Так что «Борат 2» не так уж сильно в этом смысле удивляет, зато отлично фиксирует момент. Вот пастор, думая, что пятнадцатилетняя Тутар беременна от собственного отца, озабочен лишь тем, чтобы она не сделала аборт. А вот Борату продают клетку, в которой будет жить его дочь, – хозяину магазина не приходит в голову возмутиться.

В то же время есть в картине и игровые линии с прописанным сценарием, органично вливающимся в спланированные импровизации: самая главная из них – история взаимоотношений главного героя и его дочери. «Борат 2», используя эту линию, в первую очередь продвигает феминистскую повестку. В одном из ключевых и самых скандальных эпизодов советник Трампа и экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани залезает к себе в штаны, сидя на кровати, в присутствии пятнадцатилетней Тутар, к финалу становящейся журналисткой. Чем ему это грозит в реальной жизни – еще большой вопрос. Впрочем, конечно, Джулиани утверждает, что его неправильно поняли и оклеветали. Судя по финальному титру с призывом голосовать, Саша Барон Коэн рассматривает свой новый проект в первую очередь ни много ни мало как орудие политической борьбы.

Коэн при этом осознает, что агрессивное высмеивание едва ли как-то повлияет на избирателей. А вот уважительный разговор может сработать. В фильме появляются удивительные люди. Например, еврейская пожилая женщина, пережившая Холокост, которая убеждает представшего перед ней в жутком карикатурном образе Бората, что он зря демонизирует ее народ. Или афроамериканка-бэбиситтер, с которой Борат оставляет Тутар. Узнав о том, что жизнь девушки подчинена книге, напоминающей сюрреалистическую версию «Домостроя», ей удается убедить героиню в том, что женщина на самом деле имеет право сама распоряжаться собственной судьбой. Но ладно еще Тутар: бэбиситтерше удается перевоспитать и самого Бората. Возможно, кого-то это даже расстроит: ведь горевали же некоторые фанаты британского «Шерлока» после того, как у их любимого экранного социофоба обнаруживались чувства. Но по-другому создатели поступить не могли: как бы банально это ни звучало, но противопоставить равнодушию, необразованности или агрессии можно лишь любовь, уважение и понимание. Так злая сатира оборачивается оптимистической сказкой для взрослых. Сказкой о возможности диалога.